Category: природа

Category was added automatically. Read all entries about "природа".

Как хронологически появлялись верхнепалеолитические пещерные росписи в одном из гротов Франции



Опубликована картинка-"гифка", показывающая, как хронологически появлялись верхнепалеолитические пещерные росписи в одном из гротов Франции. Как видим, медведь первым начал наносить "художества" на стены грота. Медведь в те времена не был просто медведем. Он являлся манифестацией духовных сил, и, в качестве носителя таковых, почитался и обожествлялся древними людьми. Безусловно, почитались и настенные "художества" косолапого ведуна. Так или иначе, но медведь здесь выступает в роли "священнослужителя", который "освящает" своими когтями место сие, и после этого оно становится святым, сакральным. Далее, на этом святом месте появляются и все другие росписи.

http://ltraditionalist.livejournal.com/826363.html

Заповедник Воргольские скалы

"Русская Швейцария" – именно так называют эти края местные жители



Заповедник Воргольские скалы представляет собой один из обрывов воргольского ущелья. Это самый маленикий заповедник занесенный в Книгу Рекордов Гиннеса. Здесь растут редкие папоротники и реликты третичного и ледникового периодов. Воргольские скалы расположены в узкой, каньонообразной долине в десяти километрах от Ельца в низовьях небольшого притока реки Сосны Воргола. Благодаря своему нехарактерному для Русской равнины горному облику долина Воргола стала убежищем для ряда редких видов растений, более свойственных Альпам и Кавказу.





Пещерное искусство скульптора-самоучки Ра Полетта



5 лет в полном одиночестве он создавал подземный сказочный мир.



Скульптор-самоучка Ра Полетт вот уже 25 лет каждый день работает в пустынных скалах Нью-Мехико, где вырезает волшебные дворцы. Он находит пещеры из светлого песчаника, которые легко поддаются резцу, углубляет и расширяет их, создавая систему связанных между собой сводчатых залов.



Стены скульптор покрывает изысканной резьбой — каждая пещера в своем стиле. Титанический труд Ра проделывает совершенно один, в помощниках у него только верный пес.



В пещерах он прорезает окна в стенах и потолках, и солнце днем заливает залы яркими лучами. Свои таинственные подземные дворцы Ра называет «первозданными святилищами», в которых человек, оставаясь наедине с собой, может почувствовать душу мира. Творит он ради собственного удовольствия и самовыражения. А пока работает, устраивает в пещере уютный уголок для себя, в котором есть все, что нужно для жизни.



Недавно о легендарном художнике-одиночке сняли фильм «Копатель пещер» (CaveDigger), который был номинирован на «Оскара» как лучшая документалка.







Полностью : http://fishki.net/1714313-podzemnyj-skazochnyj-mir.html?From=vk © Fishki.net

Масонская картина Джорджоне (1506)

Оригинал взят у philologist в Масонская картина Джорджоне (1506)
Удивительная картина Джорджоне, пронизанная насквозь духом масонства. 1506 год. Часто ее называют "Три философа", но скорее это три ступени посвящения. На картине видно, что каждая из фигур расположена на отдельной ступени. Ученик, у которого в руках циркуль и наугольник, всматривается во тьму пещеры. Visita Interiora Terrae Rectificandoque Invenies Occultum Lapidem. Подмастерье и Мастер образуют нечто вроде двух колонн. При этом у Мастера в руках есть готовый чертеж эзотерического делания (на нем изображены небесные светила). Необычно в этой картине то, что ученик сидит на самой высокой ступени, а Мастер стоит на самой нижней. Однако он все равно возвышается над учеником, и видно, что за ним природа полна жизни. Вообще эта картина побуждает ко многим размышлениям.



Вы также можете подписаться на мои страницы в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy
и в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky


Тарас Сидаш. Нерпы на Ладоге.



За последние 5 лет уровень Ладоги упал не менее, чем на 2 метра, что сильно изменило прибрежный ландшафт - многие острова стали полуостровами, обнажились новые камни и косы, старые берега отступили вглубь местами на десятки метров. Заметно поменялась вся экосистема — этим, вероятно, и следует объяснять происшедший с нами случай. Итак, мы шли на юго-запад озера. Места это глухие, неприветливые, опасные: берега сплошь каменистые, низкие, места где можно безопасно пристать разнесены на десятки порой километров. На берегах непроходимые болота, дорог нет, людей нет, связи нет. И вот как-то вечером видим мы, неизвестную нам прежде песчаную косу, появившуюся в результате отступления воды. Возблагодарив небеса, становимся на ночлег.



День был жаркий, все трое вымотались и, как только зной спал, сразу заснули. Проснулся я в ясном ощущении присутствия других живых существ - такое щемящее неизвестностью чувство, которое никак не конкретизируется ни к добру ни к злу, ни к опасности ни к безопасности. Жена и сын спят. Ну, думаю, перегрелся, наяву грежу. Но нет, совсем близ палатки один звук, другой - вроде бы озеро о камни бьется, а вроде бы и кто-то кому-то что-то наплёскивает, нахлюпывает, начавкивает. Что за притча! Аккуратно бужу Софью - она тоже слышит. Сидим слушаем вдвоем и потихоньку начинает нас охватывать странная радость. Радость общения. Потихоньку выползаем из палатки и видим, что на всё множество камней нашей косы пришли нерпы (это такой небольшой пресноводный тюлень). Ближайшие к нам камни мне удалось сфотографировать: здесь их 5 зверей - трое на камнях, двое в воде.

Вышли из палатки, считаем — от полусотни! Нерпы на наш выход реагируют немедленным уходом в воду, но ровно до тех пор пока мы не убираемся опять в палатку. Тут они занимают свои места вновь, мы же любуемся на них через сетку. Я имел счастье несколько часов нет не наблюдать, но именно любоваться этими живыми существами и вот что скажу. Язык нерп исключительно богат и разнообразен в фонетическом отношении: несравненно богаче любого мне известного человеческого языка. Звукоизвлечение нечеловеческое, куда более утробное, безъязыкое. Всякий тюленик по самому способу общения прирожденный шаман. Спектр эмоций исключительно богат - они, по большей части, понятны, но неименуемы в нашем мире. "Филос" разлит во всем - ни единой стычки, свары, никакой взвинченности. Некая дружеская переливающаяся во множестве тонов ласка. Божья семья - больше мне этого никак не назвать.

http://vk.com/sidashtaras?w=wall-31610838_246/all

Оборудованные места для купания в Ленобласти

Ленинградская область изобилуют великолепными озерами и диковинными речушками. Летом на пляжах Ленинградской области можно загорать, плавать, кататься на лодке или катамаране, играть в спортивные игры или рыбачить на свежем воздухе.

1. Озеро Зеркальное
Вода озера Зеркальное полностью соответствует его названию, она в этом живописном водоеме исключительно чистая и прозрачная, и ее глубина достигает 49 метров. Берега озера, окруженные громадными вековыми соснами – одно из самых красивых мест Карельского перешейка. На оборудованных пляжах есть кабинки для переодевания, при желании на здесь можно арендовать лодку, катамаран и различный спортивный инвентарь.

— Ленинградская область, Выборгский район, озеро Зеркальное

2. Озеро Омчино, пляж оздоровительного комплекса «Лужский» в Луге
Озеро Омчино, образованное в результате строительства плотины, располагается на окраине г. Луга. Вода довольно холодная, поэтому даже летом купаться здесь рекомендуется только закаленным людям. С южной стороны озера много удобных мест для купания, неподалеку есть благоустроенный родник с чистой водой. При желании здесь можно арендовать коттедж, хорошо отдохнуть в выходные и даже порыбачить.

— Омчино

3. Озеро Копанское, пляж лагеря «Радуга»
Озеро Копанское окружено невысокими холмами, заросшими сосновым и лиственным лесом, его берега большей частью песчаные. От западного берега отходит живописная Журавлиная коса. На оборудованном пляже лагеря «Радуга» в Нежновском разрешается купаться и загорать всем желающим. Сюда хорошо приезжать с палаткой, купаться и рыбачить. Озеро соединяет с Финским заливом река Пейпия, и летом сюда из залива заходит угорь.

— о. Копанское

4. Озеро Светлое
Чистое и прозрачное озеро Светлое окружено живописными сосновыми лесами, и здесь много удобных мест для отдыха и купания. На озере два оборудованных пляжа – пляж базы отдыха «Мечта» в поселке Будогощь и пляж РЖД в поселке Петровское. Вода в озере соответствует всем санитарным нормам, а если вы решили отдохнуть на природе несколько дней, на базе можно расположиться с комфортом.

— о. Светлое

5. Городской пляж в Киришах на реке Волхов
Городской пляж в Киришах располагается на берегу реки Волхов. Здесь есть все необходимое для комфортабельного отдыха у воды – чистый песок, кабинки для переодевания, туалеты, скамейки, урны и даже фонтанчики с питьевой водой. Дно реки в пляжной зоне тщательно расчищено, рядом с пляжем работает спасательная станция и заведения, в которых можно перекусить.

— городской пляж в Киришах на реке Волхов

6. Озеро Лазурное
Пляж на озере Лазурном располагается неподалеку от Мурманского шоссе. Въезд на него на личном автотранспорте платный, но без машины можно заходить свободно. К услугам гостей не только удобный песчаный пляж, но и беседки с мангалами, уголь и замаринованное мясо для шашлыков, детская и волейбольная площадки, поле для мини-футбола. Неподалеку от пляжа есть кафе и ресторан, на базе отдыха можно попариться в русской бане и даже остаться здесь на весь уикенд.

— 33 км Мурманского шоссе

7. Озеро Вуокса, пляж поселка Мельниково
Вуокса – одно из самых больших озер Ленинградской области. Его берега изрезаны бухтами, мысами и полуостровами, вокруг высится живописный хвойный лес. Найти удобный спуск к воде на скалистых берегах непросто, поэтому самое удобное место для купания – пляж поселка Мельниково. Здесь можно не только загорать и купаться, но и взять напрокат лодку и совершить увлекательную водную прогулку, исследуя близлежащие островки.

— озеро Вуокса Приозерский район, Ленинградская область, Россия

8. Озеро Невское
Невское – небольшое озеро, идеально подходящее любителям уединения. Его окружает живописный лес, в котором гряды сосен перемежаются с рощами деревьев лиственных пород, поэтому каждый любитель природы найдет себе место по вкусу. Сюда хорошо приезжать на пикники и на рыбалку. Вода в Невском соответствует санитарным нормам, но оборудованного пляжа нет, и берега скалистые, поэтому это место на любителя.

— пос. Севастьяново

9. Коркинское озеро
Коркинское озеро - одно из самых чистых водоемов области, в нем даже водится форель. Купаться здесь разрешается только на специально оборудованных пляжах. Разводить костры категорически запрещено, но любителям шашлыка предоставляется возможность взять мангал напрокат. На пляже можно поиграть в волейбол, городки и теннис, а вот если захочется порыбачить, придется брать лицензию, которая стоит 250 рублей в день.

— озеро Коркинское Всеволожский район, Ленинградская область, Россия

10. Озеро Уловное, пляж детского лагеря «Маяк» рядом с поселком Колосково
Озеро Уловное – отличное место для отдыха на природе и купания. Вода в нем чистая и прозрачная, вокруг высится сосновый лес. На его берегу располагается детский лагерь «Маяк» с отличным песчаным пляжем, есть также пляж и с юго-восточной стороны озера. Здесь можно не только поплавать, но и покататься на катамаране и лодке, а при желании и порыбачить. Озеро не зря называется Уловным, рыбы здесь много.

— озеро Уловное

11. Ладожское озеро (Морье)
Обширный песчаный пляж на Ладожском озере располагается в двух километрах от деревни Морье, и добираться до него от деревни придется пешком. Впрочем, это весьма приятная прогулка по живописному берегу, к тому же в лесу можно набрать грибов или ягод. Пляж Ладожского озера – популярное место для пикников и вечеринок, и в выходные здесь всегда многолюдно, зато в будни можно насладиться отдыхом и природой в тишине и уединении.

— деревня Морье Всеволожский район

12. Озеро Свинецкое
Озеро Свинецкое располагается в Лужской области среди живописных хвойных лесов и травянистых полян. Неподалеку от его пологого песчаного берега располагается известный в Ленинградской области детский оздоровительный комплекс «Лужский», администрация которого оборудовала у воды удобный пляж-купальню. Пляжем разрешается пользоваться всем желающим, это отличное место для отдыха с детьми. Вода в озере Свинецкое соответствует санитарным нормам, и ее состояние регулярно контролируется, поэтому купаться здесь можно без опаски.

— Ленинградская обл., г. Луга

13. Река Студенка
Река Студенка обязана своим названием множеству родников, бьющих с ее дна. Благодаря подземным ключам вода в реке холодная и чистая, она соответствует всем санитарным нормам, и Студенка входит в список водоемов Ленинградской области, в которых разрешено купание. Окрестности реки – курортная зона, здесь располагаются пансионаты и дома отдыха, в том числе популярный пансионат «Зеленый бор». На берегах Студенки отыщется немало удобных мест для купания.

— Ленинградская обл., г. Луга, пансионат «Зеленый бор»

14. Озеро Раздолинское
Пологие песчаные берега озера Раздолинское (Миникюмлянярви) – удобное и популярное место летнего отдыха. Со дна озера бьет родник, поэтому вода здесь очень чистая и летом практически не «цветет». Раздолинское окружено сосновыми лесами, но к нему ведут удобные подъезды для личного автотранспорта, поэтому добраться в эти места несложно. На берегах оборудованы комфортабельные пляжи, на которых можно позагорать и поплавать, и
пункты аренды весельных лодок для любителей рыбалки и водных прогулок.

— Ленинградская обл., озеро Раздолинское

15. Озеро Снетковское
Озеро Снетковское (Пертсюкян-лампи, или Круглое озеро) – одно из любимых мест туристов. Небольшое чистое озерцо округлой формы окружено пологими песчаными берегами, поэтому удобные места для купания здесь можно найти не только на пляже, но и практически в любом месте. Вода в Снетковском очень чистая, здесь официально разрешено купание. Живописные и загадочные сосновые и еловые леса, окружающие озеро, заставляют забыть о цивилизации и ощутить себя персонажем старинной северной сказки.

— Ленинградская обл., пос. Снетковское

16. Озеро Суходольское
Большое и чистое озеро Суходольское (Суванто-ярви) популярно среди туристов, рыбаков и любителей летнего отдыха. Любителям истории будет интересно побродить по остаткам военных укреплений линии Маннергейма или посетить комплекс культовых сооружений каменного века. Любители рыбалки могут рассчитывать на богатый улов окуня, леща, щуки и форели, а те, кто желает просто отдохнуть на природе, найдут для этого все удобства на благоустроенном пляже возле поселка Суходольский.

— Ленинградская обл., пос. Громово

17. Озеро Отрадное
Отрадное – красивейшее озеро Карельского перешейка. На его пологих песчаных берегах можно отыскать множество удобных мест для комфортабельного летнего отдыха. На оборудованном пляже поселка Плодовое можно загорать и купаться, база отдыха «Отрадное» предоставляет гостям оригинальные летние домики (от хижины отшельника и вигвама до чума и юрты) для приятного проведения уикенда, а также весельные и моторные лодки для рыбалки и водных прогулок.

— Ленинградская область, пос. Отрадное

18. Озеро Харламповское
Озеро Харламповское окружено высокими обрывистыми берегами, поэтому купаться в нем можно только в одном месте – на пляже поселка Мичуринское. Харламповское – проточное озеро, вода в нем постоянно обновляется за счет впадающих и вытекающих ручьев, поэтому вода в нем чистая и пригодная для безопасного купания. В сосновых и лиственных лесах, окружающих озерцо, много ягод и грибов. К поселку Мичуринское ведут удобные дороги, сюда легко добраться на личном автотранспорте.

— Ленинградская обл., пос. Мичуринское

19. Озеро Петровское
В VI веке окрестности озера Петровского (Петяярви) принадлежали Валаамовскому монастырю и славились лесами, состоящими из корабельной сосны. К началу XX века леса были вырублены, и сейчас озеро окружено кустарником, лугами и молодыми посадками. Невысокие песчаные или галечные берега озера удобны для купания, но летом Петровское сильно «цветет», поэтому купаться в нем комфортабельнее на пляже поселка Петровское, где прибрежная зона регулярно очищается.

— Ленинградская обл., пос. Петровское

20. Озеро Ратное
Озеро Ратное - рекордсмен по количеству названий: оно известно как Heralampi, что означает «Сывороточное озеро», «Малое Травкино» и «Малое Окуневое». Интересно, что все названия широко употребляются до сих пор. Мимо Ратного проходят популярные маршруты для пешего туризма, окружающие озеро живописные гранитные скалы – излюбленные места тренировок альпинистов. Вода в озере чистая, но из-за обрывистых берегов доступ к ней затруднен. Самое удобное место для купания – пляж поселка Кузнечное.

— Ленинградская обл., озеро Ратное

21. Озеро Игора
Озеро Игора широко известно крупнейшим в Ленинградской области спортивно-развлекательным комплексом. «Озеро развлечений» придется по душе тем, кто предпочитает комфортабельный и хорошо организованный отдых. На берегах расположены хорошо оборудованные пляжи (к которым с окружающих холмов можно спуститься по канатной дороге), спортивные площадки, бассейны, пункты проката разнообразного водного инвентаря и беседки с мангалами для приготовления шашлыков. Вход на территорию комплекса платный.

— Ленинградская обл., пос. Сосново, платформа 69-й км

22. Озеро Долгое
Долгое – неглубокое проточное озеро, которое располагается в природном заповеднике «Ялкала». Вместе с озерами Харламповским и Узорным Долгое образует «цепочку», связанную ручьями, поэтому вода в нем никогда не застаивается и остается чистой. Это одно из немногих озер области, поблизости от которого нет поселений, поэтому Долгое - лучшее место отдыха для тех, кто ценит тишину, уединение и девственную природу. На пологом северном берегу озера много удобных мест для установки туристических палаток и купания.

— Ленинградская область, озеро Долгое

23. Река Бурная
Река Бурная «родилась» в 1918 году, когда во время сильного паводка воды озера Суванто прорвались в Ладожское озеро и образовали русло длиной 20 км с порогами и перекатами. Вначале вновь образованная речка носила название Тайпалеен-йоки, но позже была переименована в Бурную и стала популярным местом отдыха любителей походов на байдарках и рыболовов. Вода в реке чистая, и в ней разрешено купание, но безопасно плавать в ней можно только на пляже поселка Запорожское, где течение реки замедляется.

— Ленинградская обл., река Бурная

24. Река Волхов
Волхов – крупнейшая река северо-запада России, которая в прошлом была частью легендарного водного пути «из варяг в греки» и основной транспортной артерией северных областей от Великого Новгорода до Ладожского озера. На берегу Волхова располагается множество промышленных предприятий, поэтому вода в нем далеко не везде отличается чистотой. Но на участке возле поселка Кириши она соответствует санитарным нормам, и на Киришском пляже можно не только загорать, но и купаться.

— Ленинградская обл., пос. Кириши

25. Река Сясь
Дно реки Сясь состоит из горных пород, богатых оксидом железа, поэтому вода в ней имеет красно-бурый оттенок. Но это вовсе не означает, что она грязная – наоборот, вода Сяси вполне соответствует санитарным нормам, и купаться в ней можно безо всяких опасений. Правда, на основном протяжении русла реки из-за порогов и бурного течения делать это не слишком удобно, но возле города Сясьстрой располагается обширный песчаный пляж, где летом любят отдыхать не только местные жители, но и гости из Петербурга.

— Ленинградская обл., г. Сясьстрой

Лабиринты. От неолита к современности



На севере Ирландии, в графстве Донегол есть озеро Лох-Дерг, что означает «Красное озеро». Согласно местному преданию красноватый оттенок вод это озеро, получило после того, как по благословению св. Патрика, некий отважный воин, по имени Конан, победил чудовищного дракона, кровью которого окрасились воды. Окись железа, действительно придает водам красноватый оттенок, точно также как и кровь имеет сообразный цвет благодаря наличию в ней гемоглобина, содержащего железо.

Но озеро знаменито не только этим преданием. Посреди озера есть маленький остров, на котором расположено т.н. «Чистилище святого Патрика». Собственно храм и шесть «покаянных лож», которые представляют собой каменные лабиринты, с крестом в центре, и посвящены одному из святых: самому Патрику, Бригитте, Брендану, Екатерине, Коломба, Давогу и Молейз. Паломники, посещавшие остров издревле, ходили по кругам лабиринтов, со специальной лестницей шепотом читая молитвы, а затем на коленях целовали крест.

Но чем интересна эта традиция ирландской церкви для нас? Точно такие же, каменные лабиринты до 25 метров в диаметре, сложенные из округлых валунных камней размером 10 — 40 см. есть и у нас на островах Соловецкого архипелага. Какими только причинами не объясняли их появление. Это и рыбатские постройки и основания древних келий и редутные сооружения и просто выходка чудаков. Но в настоящее время большинство исследователей датируют их временем европейского неолита — 3 тысячелетием до Р.Х., и утверждают их синхронность мегалитической культуре Западной Европы и аналогичным по форме памятникам, находимым повсюду на северном побережье Европейского континента включая Кольский полуостров, Норвегию, Швецию, Прибалтику и упомянутую уже Великобританию. Но что по-настоящему важно — так это их удивительная сохранность. В отличие от артефактов более позднего язычества, они практически не подверглись разрушению в христианскую эпоху, а возможно, даже и сознательно оберегались. Хотя фактов их культового значения в русской Православной традиции мы не находим.

Одно из описаний связывает изображение лабиринта с Сивилллой Кумской, перед входом в пещерный храм которой, бежавший из Трои Эней созерцает его изображение: «Вот знаменитый дворец, где безвыходна мука блужданий; / Только создатель дворца, над влюбленной сжалясь царевной, / Сам разрешил западни загадку, нитью направив / Мужа на верный путь (Энеида VI, 25)». И здесь нелишним будет напомнить, фразу приписываемую Сивилле в изображении на фреске Благовещенского собора Московского кремля: «От безневестныя и всечистыя Девы Богу явитися, низ в аде сущу, его же трепещут аггели и человечестии мысли». Именно в пещере рождается Христос, и именно в пещере Он погребается, чтобы совершить схождение во А/и/д и воскреснуть.

Рене Генон в своей замечательной книге «Символы священной науки» (см. гл. 29) проводит общую характеристику лабиринта, как места, которое либо открывает, либо запрещает попасть к точке своего Центра. И на этом основании проводит связь с инициацией. Он пишет: «…первоначально, лабиринт использовался в тесной связи с инициатической пещерой, потому что оба они, похоже, вначале принадлежали к одним и тем же традиционным формам, формам эпохи „людей камня“…». И далее: «…пещера является одновременно и местом инициатической смерти, и местом „второго рождения“, она должна рассматриваться как открывающая доступ не только к областям подземным или „адским“, но и к сферам надземным»…

Что касается острова на озере Лох-Дерг, то это полностью соответствует местным преданиям. Ведь во времена предшествующим расколу, под алтарем православного храма, находилась пещера, в которой, согласно преданию св. Патрик узрел два пути. Один — ведущий в преисподнюю, другой — на Небо.

Так, что же есть лабиринт? Это путь человека, или жизнь, понимаемая как паломничество к Единому Центру Мира.

http://austrasia.ru/news/4/57/o-labirinte-patrika.html

Альтамира — “королева расписных пещер”

К 125-летию открытия пещерного искусства

Е.Г.Дэвлет

Екатерина Григорьевна Дэвлет, доктор исторических наук,
ученый секретарь Института археологии РАН, профессор РГГУ.

125 лет назад в истории культуры человечества произошло знаменательное событие, раздвинувшее ее границы до 16 тыс. лет в глубь веков. На севере Испании, в провинции Сантандер, археолог-любитель Марселино Санс де Саутуола и его дочь Мария открыли замечательные полихромные изображения, скрывавшиеся во мраке пещеры Альтамира.

Впервые Саутуола осмотрел расположенную в его владениях пещеру в 1876 г., спустя несколько лет после того, как в ее привходовом отверстии чуть не застряла собака местного охотника Модесто Кубильяса Переса. Извлекая пса из расщелины в каменном завале, охотник обнаружил заросший бурьяном вход в пещеру и, как оказалось впоследствии, — в тогда еще не познанный мир первобытного искусства. Вход находится на склоне холма; навес, прикрывавший отверстие, обрушился около 13 тыс. лет назад. Этот заросший эвкалиптами уголок на севере Испании издавна называли Альтамира; такое название стала носить и знаменитая пещера.



Марселино Санс де Саутуола — первооткрыватель пещерного искусства.
Справа - Мария де Саутуола в восьмилетнем возрасте.

При первом ее осмотре Саутуола заметил на стенах отдельные черные знаки, но не придал этому значения. К счастью, Марселино Санс де Саутуола был, по словам его внука Эмилио, “просвещенным идальго”. Он интересовался различными направлениями научных исследований, в изобилии появлявшихся в последней трети XIX в. под влиянием теории Чарльза Дарвина, выписывал многие научные журналы. Живя в горном местечке Пуэнте-де-Сан-Мигель, Саутуола в свои неполные 30 лет проводил серьезные исследовательские опыты в области энтомологии и ботаники; он собрал прекрасную коллекцию минералов и окаменелостей, делая совершенно неожиданные для своей семьи успехи на научном поприще. Неутолимый интерес к новым открытиям привел его в 1878 г. на Парижскую всемирную выставку, где он ознакомился с экспозицией древностей, коллекцией “портативного искусства” (мелкой пластики) и палеонтологическими находками из раскопок во французских пещерах. Уже имея за плечами опыт полевых исследований в нескольких испанских пещерах, он в 1879 г. начал раскопки в Альтамире, надеясь и здесь обнаружить что-либо подобное. Нельзя сказать, что грядущая слава лежала у его ног, скорее она притаилась над головой любителя древностей, на сводах пещеры. Любопытно, что внимание к росписям Альтамиры привлекла его маленькая дочь Мария: пока отец занимался раскопками, девочка бегала по подземелью, легко проникая туда, где взрослому удавалось пройти лишь наклонившись. Наконец, она задрала голову и увидела на одном из сводов красочные фигуры. На потолке небольшого низкого зала словно сгрудились, приняв разнообразные позы, бизоны. Вот как Эмилио говорит о событии, ставшем и трагедией, и триумфом их семьи: “Моя мать, дочь дона Марселино… осветив древние своды маленькой лампой, прокричала ставшую знаменитой фразу: «Папа, гляди, волы!» В некоторых работах встречается утверждение, что во фразе упоминались быки. На самом деле для девочки того времени, выросшей в деревне, именно волом называлось животное, помогающее крестьянам в полевых работах, а слово «бык» ассоциировалось тогда разве что с корридой”.



Фрагмент Большого плафона (прорисовка).

Начало великого открытия было обнадеживающим. Об увиденном Саутуола сообщил профессору Мадридского университета дону Хуану Виланова-и-Пиера, автору книги “Происхождение, природа и возраст человека”. Информация о приезде этого крупнейшего испанского геолога и палеонтолога в Сантандер для осмотра росписей Альтамиры и его заключение о том, что на стенах и сводах пещеры действительно изображены представители ископаемой фауны, попали на первые страницы газет. Вся страна узнала о научной сенсации, многие устремились в Сантандер, чтобы осмотреть росписи. Даже король Испании Альфонс XII посетил Альтамиру и в память об этом визите вывел свечной копотью свой автограф при входе в пещеру. В 1880 г. Саутуола выпустил брошюру “Краткие заметки о некоторых доисторических памятниках провинции Сантандер”, в которой сообщил о палеолитическом возрасте росписей Альтамиры, а профессор Виланова прочитал несколько лекций на эту тему.

Казалось бы, ничто в этой истории не предвещало тех трагических коллизий, которые ожидали Саутуолу, однако научное сообщество не признавало его открытия вплоть до начала XX в. Эмилио пишет, что “с этого знаменательного момента в истории человечества мой дед терпел одни упреки и горести… ученые мужи того времени во главе с французом Мортилье набросились, как дикие звери, на гипотезу моего дедушки и объявили его шарлатаном и лжецом”. Незадолго до своей безвременной кончины Саутуола якобы произнес слова: “Горе, которое во мне, пройдет лишь со смертью”. История признания Альтамиры столь драматична, что нельзя не возвращаться к страницам этой летописи войны амбиций, знаний и страстей. Рядом со входом в пещеру теперь стоит простой памятник из грубого камня, посвященный памяти Марселино де Саутуолы, который открыл для человечества новый мир первобытного художественного творчества.



Изображения животных в Альтамире,
выполненные гравировкой (олень-самец, слева вверху) и краской (кабан и бизоны).

Залы Альтамиры тянутся на расстояние около 280 м. Многофигурные скопления и отдельные изображения в недрах пещеры сочетают красочные полихромные фигуры с рисунками, выполненными углем, гравировки — с линиями, которые прочерчены пальцами. Объем пещеры можно условно разделить на три части. Первая включает пространство при входе и расположенный в 26 м слева от него отсек с расписным сводом — Большим плафоном. Центральная часть Альтамиры состоит из длинной галереи с несколькими боковыми ответвлениями. В отсеке при входе и в галерее представлено множество изображений быков, бизонов и лошадей, нарисованных черным красителем без использования фактуры стен для придания этим фигурам объема; здесь же встречаются прямоугольные знаки, штрихи, линии, рисунки козлов, животного из семейства кошачьих и др. В самой глубине пещеры, в третьем ее отделе, находится коридор длиной около 50 м, почти весь покрытый изображениями, среди которых олень-самец, лошади и бизон, несколько знаков четырехугольных очертаний, а также нечто напоминающее человеческие личины. От входа до самого отдаленного участка пещеры располагаются шестьдесят групп знаков, состоящих из точек и штрихов, нанесенных черной краской. В дальнем отсеке есть гравированные изображения, среди которых лошадь, мамонт, бизон. При входе в пещеру по своду пальцами прочерчены извилистые линии — так называемые макароны, а также отдельные схематичные фигуры.



Линии, прочерченные пальцами по влажной поверхности стены
(так называемые макароны).



Знаки.

Расписной потолок Альтамиры — Большой плафон — одно из самых знаменитых произведений искусства верхнего палеолита, оно выполнено с использованием охры и угля, но благодаря мастерству художника выглядит полихромным. Композиция полосой протянулась в длину на 18 м, а в ширину примерно на 9 м. В древности сюда никогда не проникал солнечный свет. В центре Большого плафона представлены в разных позах 15 бизонов; позади самого крупного бизона-самца находится самка оленя, несколько фигур лошадей, козел; эту группу справа вверху завершает бизон с отсутствующей головой, а еще выше, на периферии, локализуется редкий в наскальном искусстве образ — кабан. Примечательны фигуры бизонов, склонивших головы и подогнувших ноги к животу. На плоскостной копии они смотрятся странновато, но эти позы реалистичны — так животные подолгу лежат на траве.



Бизоны в позе отдыха — фрагмент Большого плафона.

Специалисты склоняются к суждению, что росписи создавались, как минимум, в четыре этапа. В пещере есть культурный слой, тоже свидетельствующий о разновременных ее посещениях. Знаток доисторического искусства английский исследователь и замечательный популяризатор научных достижений Пол Бан приводит мнение испанских художников Педро Сауры и Матильды Мускис, которые копировали росписи Альтамиры, а предварительно долго и кропотливо изучали оригинал, сделав многочисленные фотографии изображений в разных ракурсах и при разном освещении. Это позволило им установить, что потолок первоначально создавался в гравированной версии и лишь затем фигуры наносились в цвете. Им даже удалось выявить несколько неизвестных изображений — и это на хорошо исследованном памятнике, о котором, казалось бы, все уже известно! Самые ранние изображения, как они полагают, — это динамичные и выразительные красные лошади, затем появилась серия полихромных бизонов. Другой рукой выполнен крупный олень и расположенная справа от него изящная голова бизона. Последними создавались гравировки и некоторые росписи. Сравнительно недавно у специалистов появилась возможность, используя аналитическую масс-спектрометрию, датировать непосредственно пигмент, которым выполнены изображения. Методом AMS14C (для которого требуется отбор лишь крошечного образца угля, не наносящий существенного вреда сохранности изображений) получена серия дат для Большого плафона Альтамиры — они варьируют от 14 820 до 13 130 лет назад; даты изображений, расположенных в других отделах пещеры, имеют более широкие временные рамки — от 16 480 до 14 650 лет назад.

Хотя признание художественной ценности пещерных росписей Альтамиры шло непросто, настало время, когда восхищение творчеством древних и желание воочию увидеть эти бесценные шедевры вступили в противоречие с необходимостью заботиться об их сохранности как части культурного наследия. Так, в 1973 г. пещеру Альтамира посетило 177 тыс. человек, что не могло не сказаться на ее сохранности. В 1977 г. Альтамиру для посещений закрыли: было установлено, что огромный туристический поток влияет на климат внутри пещеры. Изменение влажности и содержания углекислого газа приводило к деградации пигментов росписей. А некоторые посетители не оставляли попыток отбить на память фрагменты древних изображений, бросая в них, несмотря на заграждение, всякие мелкие предметы, монеты. Поражает бесплодность подобных попыток — люди все равно не смогли бы достать сколотые кусочки из-за ограды.

Долговременные наблюдения специалистов позволили установить оптимальные температуру и влажность, не оказывающие разрушительного воздействия на памятник, и в 1982 г. пещеру вновь открыли, но ограничили количество посетителей до 8500 в год, т.е. число потенциальных счастливчиков сократилось более чем в 20 раз! С начала 1990-х годов стали создавать пещеру-дублер Альтамиру-2. Расположенная неподалеку от подлинной, она выполнена согласно последнему слову техники, но с применением ручного труда. Новейшие технологии использовались для имитации фактуры стен, поддержания прохладного пещерного климата, восстановления первоначального облика привходовой части. Сами росписи создавались так же, как и тысячелетия назад, натуральным пигментом на водной основе. Стены монтировались из полистироловых блоков высокой плотности. Цвет, рельеф и фактура скальной поверхности имитировались составом из смеси известняка и смол (точность гарантируют фотограмметрические данные, фиксирующие каждые 5 мм поверхности оригинала). Использование лака и эпоксидной смолы создает иллюзию, будто с потолка свисают капельки воды.

Постарались воссоздать и древний облик пещеры. Как уже упоминалось, над широким ее входом был утрачен навес; после камнепада в 1924 г. в некоторых галереях Альтамиры были возведены деревянные крепи, затем дополненные подпорами из цемента и камня; вход в Альтамиру был закрыт железной дверью. Ныне навес при входе реконструирован, а сквозь стеклянные панели посетители видят пейзаж, лишенный современных построек и модификаций. Очевидцы говорят, что не ощущают ни времени, ни того факта, что находятся внутри здания, — так удачно осуществлен проект.

Впрочем, некоторые изменения все же внесены. В ущерб реалистичности, но для удобства посетителей в зале с росписями пол опущен значительно ниже, чем в подлинной Альтамире. Это позволяет туристам входить не наклоняясь, не задирать голову, осматривая росписи. В помещении были установлены кондиционеры, поддерживается постоянная 14-градусная температура. Свет и аудиовидеотехника усиливают эффект реальности, приближая Альтамиру-2 к ее прототипу.

По фотографиям семейная пара художников воспроизвела все гравировки, красочные пятна и высокохудожественные полихромные изображения Альтамиры. Подобно палеолитическим мастерам, наши современники использовали природные краски — оксид железа для красного цвета и уголь для черного; краситель они наносили пальцами, иногда используя кусочки кожи для растушевки краски, гравировки же выполняли камнем с острым краем. Как настоящие копировальщики, Саура и Мускис старались возможно более точно следовать оригиналу в последовательности и направлении нанесения линий, их интенсивности и толщине. Художники воспроизвели 70 гравировок и около 100 фигур животных, выполненных красками на 180 м2 потолка.

По словам знаменитого исследователя древнейшего искусства Герберта Кюна, история открытия Альтамиры “походит на роман”. Рассказ о “первооткрывательнице” Альтамиры действительно его напоминает. Мария де Саутуола вышла замуж за представителя богатейшего семейства Ботин, фонд этой семьи ныне оплатил большую часть расходов по созданию пещеры Альтамиры-2. 17 июля 2001 г. пещера-копия открыла свои росписи для первых посетителей, которыми стали король и королева Испании. Потомки Дона Марселино чтут память их знаменитого ныне предка, который воспринимал пренебрежение ценностью своего открытия очень болезненно, как личное оскорбление. Теперь его доброе имя восстановлено, а уязвленное самолюбие могло бы торжествовать.

В 2004 г. исполняется 125 лет с начала научного изучения Альтамиры — “королевы расписных пещер”, она включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, по праву являясь неотъемлемой частью природного и культурного достояния человечества.

http://vivovoco.astronet.ru/VV/JOURNAL/NATURE/12_04/ALTAMIRA.HTM

Вокруг Ладоги автостопом. Июль 2005.



Питер - Выборг - Приозерск - Рауталахти - Питкяранта - Александро-Свирский монастырь - Старая Ладога - Питер. Места ночевок отмечены точками.

Фотографии в альбоме «2005 июль Вокруг Ладоги», автор SbitnevSV на Яндекс.Фотках


1


Collapse )

Затерянный подземный мир во Вьетнаме



Эту "небольшую пещерку" обнаружил один фермер... а пещера не простая — внутри целый "затерянный мир" прямо. Размеры впечатляют (с 40-этажный небоскреб) и внутри свой собственный микро- и сакромир. Своя флора и фауна.



Находится это чудо природы во Вьетнамском национальном парке Phon Nha-Ke Bang, 200 миль южнее Ханоя.



Возраст пещеры от двух до 5 миллионов лет. И обнаружил ее этот несчастный вьетнамский фермер буквально недавно — в 1991-м году.



Длина образования около 87 миль, в пещере есть свои озера, реки и даже пляжи )))











http://nnm.me/blogs/lyolikbox/podzemnyy-mir-obnaruzhennyy-sluchayno/