Сбитнев Сергей (sbitnevsv) wrote,
Сбитнев Сергей
sbitnevsv

Category:

Пермогорская роспись



Пермогорье относится к ряду северодвинских росписей, расцвет которых пришелся на начало — середину XIX века. Названы они по местам своего появления — городам и деревням на Северной Двине. Пермогорье получило свое название от пристани «Пермогорье» («первые по высоте горы») на самом высоком берегу Двины. Распространена роспись была в деревнях Мокрой Едомы (Большой Березник, Грединская, Черепаново и других). В народе известны династии мастеров, на протяжении веков работающих в пермогорском стиле, это, например, Ярыгины, Хрипуновы, Хвостовы, Мишарины и другие.



Основные цвета Пермогорья: кирпичный (красный), охра (желтый) и зеленый, иногда использовался синий кобальт. Цвет фона белый или натуральное дерево. Оживка (обводка или контур) выполняется черным. В более ранних работах цвета темные, насыщенные, позже стали преобладать яркие, светлые тона.



К основным элементам пермогорской росписи относятся: трилистник (трехлопастный цветок), цветочки, ягодки. На «волну» (волнистую линию или «криуль») нанизываются трилистники, ягодки, листики. Пустые места заполныют как бы висящими в воздухе цветами и ягодами.Часто изображают птиц, людей, домашних животных. Низ доски, прялки, шкатулки или сита украшают орнаментом.



Основным узором росписи является растительный. Символом благополучия, счастья является дерево, которое изображается в виде двух веток, растущих из земли, с «нанизанными» на них трилистниками. В ветвях обязательно располагались птицы. Очень часты изображения мифической птицы Сирин — символа счастья. Птица изображается в поясе из геометрического орнамента («медальон»). Вообще ранее эта птица считалась символом темного начала, которому противостояла птица Гамаюн как символ добра. Эти птицы изображались вместе. Позже птица Сирин стала изображаться отдельно.

Помимо растительных узоров очень популярны сцены из жизни. На прялках можно найти изображения девушек-прях за работой, сцен выезда (катания на лошадях), чаепития. Рядом с хозяевами в сценах чаепития нередко изображали кошку - символ домашнего уюта.

Сцены на прялках изображались одна под другой обычно в два-три яруса: сначала «супрядки» (посиделки) девушеки-пряхи сидели под окошечками, выкрашенными традиционно в желтый и зеленый цвета в шахматном порядке; затем чаепитие и сцена выезда. Над верхним ярусом шатром обязательно изображалась крыша, а на крыше - птицы или другие животные: мифические Сирин, лев, грифон или единорог. Если же прялка расписывалась в два яруса, то верхний (больший ярус) занимало изображение птицы Сирин, а нижний — любая другая сцена.
Tags: Эстетика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments