Сбитнев Сергей (sbitnevsv) wrote,
Сбитнев Сергей
sbitnevsv

Categories:

Мединский о гравюре Дюрера "Рыцарь, смерть и дьявол"



Символ человеческого в человеке мне видится в ещё одной гравюре Дюрера - "Рыцарь, смерть и дьявол". Человеческое в человеке здесь воплощается в образе Рыцаря, конечно же. Надо понимать, что Дюрер не подразумевал реального грубого феодала в доспехах, потому что уже во времена великого живописца северного Возрождения рыцари были не реальными боевыми единицами, но романтизированными символами долга, чести и благородства. Понятия "рыцарское поведение" или "рыцарское отношение" не имеют к реальным рыцарям отношения, но символический Рыцарь уже давно и законно вошёл в нашу культуру. И этот образ действительно очень полезен. Ведь человеческое в человеке - это не его сиюминутные эмоции и переживания, не преходящие порывы и прихоти, не врождённые потребности - всего этого немало много обнаружить и в братьях наших меньших. Человеческое в человеке - нечто такое, что способно выйти за границы времени и отдельной человеческой жизни, нечто устремлённое к отдалённой цели и не ограниченное эгоцентрическими установками, т.е. нечто больше самого себя.


Скульптурная композиция «Рыцарь, смерть и дьявол» в Александровском парке в Царском селе, копирующая одноимённую гравюру Альбрехта Дюрера.

Что мы видим на гравюре? Рыцарь невозмутимо правит своим конём, двигаясь к своей цели, не обращая внимания на свиноподобного Дьявола и Смерть, которая едет рядом с ним на кляче и указывает ему на песочные часы. Дьявол и Смерть пристально смотрят на Рыцаря, в то время как тот не обращает на них никакого внимания, хоть явно знает об их присутствии... Он во всеоружии и сопровождается собакой.

Собаку я понимаю, как символ того, что человек, с одной стороны, находится один на один со своей судьбой, но в то же время он не совсем одинок. Собака не разумное, но любящее и преданное существо, для которого нет ни Смерти , ни Дьявола - рыцарь с ними один на один - но собака способна дать хотя бы эмоциональную поддержку. Должно быть, что каждый из нас один на один со своими страхом, долгом и свободой, нам не на кого их не переложить, никто не сделает за нас важнейших выборов и действий, поэтому в некотором смысле мы все одиноки, но это не полное, не окончательное одиночество. Таким образом, собака на гравюре нужна для экзистенциала одиночества.

Дьявола можно трактовать с религиозной точки зрения: как постоянное наличие искушения грехом или как угрозу посмертных ужасов в аду. Но я предпочитаю философскую трактовку Дьявола как символа знания о добре и зле, т.е. символ свободы воли. Ведь человек имеет свободу воли только на том основании, что он имеет право на зло - пусть даже ценой страшных последствий, но имеет. Дьявол в данном случае является символом экзистенциала свободы.

Смерть напоминает, что время ограничено и с ней всё ясно - это экзистенциал смерти. Жизнь перед лицом неминуемой смерти требует мужества, поистине рыцарского мужества. На ум приходят строки из Маршака:

Все умирает на земле и в море,
Но человек суровей осужден:
Он должен знать о смертном приговоре,
Подписанном, когда он был рожден.
Но, сознавая жизни быстротечность,
Он так живет — наперекор всему,—
Как будто жить рассчитывает вечность
И этот мир принадлежит ему.

Через эти стихи советского поэта я, как по мосту, перейду к образу Рыцаря. Он - четвёртый экзистенциал, экзистенциал смысла. Что такое рыцарский долг? Рыцарский путь, рыцарское служение? Ведь именно во имя этих вещей Рыцарь может быть сильным, мужественным и благородным - наперекор всему. Ни один рыцарь не может быть сильнее Смерти и Дьявола, но Путь Рыцаря сильнее их. Смысл этого Пути вечен, он вне власти зла, а потому ни Смерть, ни Дьявол не могут помешать Рыцарю следовать к своей цели. Цель в данном случае - это и есть смысл и именно цель может давать Рыцарю силы следовать своему Пути. На гравюре символом цели можно расценивать далёкий замок на фоне чистого неба.

Таким образом, самое человеческое в человеке - это его смыслы и цели. И тут мы сталкиваемся с неизбежностью трагедии... Почему так? Потому что нельзя не испытывать грусти от того, что для отдельного человека его смыслы и цели никогда не будут реализованы в полной мере, потому как смыслы и цели всегда больше самого человека и его жизни. Согласитесь, что не один художник не сможет выразить всю красоту мира, ни один учёный не откроет всех его тайн... С другой стороны, если мы представим себе человека, который окончательно достиг всех своих целей, то нам снова открывается трагедия. Как было сказано в пьесе Уайльда, "В жизни есть только две настоящие трагедии: одна — когда не получаешь того, чего хочешь, а вторая — когда получаешь. Страшнее вторая, так как, когда получаешь то, чего хочешь, чаще всего испытываешь разочарование".

Какую трагедию вы выберите? Если хотите первую - ставьте высокие, великие цели. Предпочитаете вторую - ограничьтесь мелкими целями, старайтесь не задумываться о сложном и вообще лучше не взрослеть.

https://borismedinskiy.livejournal.com/13132.html
Tags: Психология, Философия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments