Сбитнев Сергей (sbitnevsv) wrote,
Сбитнев Сергей
sbitnevsv

Categories:

Петровский кант



ЧТО СЛУШАЛИ В РОССИИ ВО ВРЕМЕНА БАХА?

А точнее - в первой половине 18 века? Отматываем время назад – и попадаем в эпоху Петра Первого, который за время своего правления успел внедриться буквально во все сферы жизни своего народа, включая одежду, прическу, кулинарные привычки, образование, личную жизнь, ну, и конечно - искусство. Как это нет светской музыки? Срочно завести! И чтобы всё, как в Европе. Вот так и появилось на ассамблеях «русское народное барокко» - жанр, который потом назовут петровским кантом. Весьма презабавный гибрид, объединивший русские фольклорные мотивы и чужеземные барочные инструменты.

ЧТО ЗА БРЕД - РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР СМЕШИВАТЬ С БАРОККО?
Все вопросы - к Петру Первому. Была у нашего прогрессивного царя блажь: хотел, чтобы на его ассамблеях звучала модная европейская музыка, но при этом, чтобы была русской. В результате родился некий удивительный гибрид – по сути, русское народное барокко. Им и развлекались гости на петровских ассамблеях, слушая диковинные заморские инструменты и многоголосые песни-канты с русской душой.

Надолго этот жанр в музыкальной культуре не задержался: как появился с Петром, так и ушел через семьдесят лет. Тем не менее, был (и есть) в нем какой-то особый, очень питерский стиль. Неизвестно, что двигало известным российским барочным музыкантом, выпускником Санкт-Петербургской консерватории Рустом Позюмским (возможно, свою роль сыграл воздух Васильевского острова), но в один прекрасный день он начал писать петровские канты… сам.

Так родился проект NOVOSELIE. https://vk.com/event187598549
Поскольку эта музыка (так называемые петровские канты) представляет собой смесь русского фольклора с европейским барокко, то для ее исполнения собрались вокалисты из двух коллективов – фольклорного ансамбля «Под облаками» (Евгений Багринцев и Дмитрий Матвеенко) и барочного ансамбля TWO DAUGHTERS (Алиса Тен и Марфа Семенова), который исполняет европейское барокко в ранней, не академической традиции.



Буря море раздымает, ветер волны подымает,
Сверху небо потемнело, кругом море почернело, (2)
Во полудни, как в полночи, ослепило мраком очи,
Один молний свет блистает, туча с громом наступает, (2)
Волны с шумом бьют тревогу, нельзя смечать и дорогу.
Ветру стала перемена, везде в море кипит пена, (2)
Начальники все в заботе, а матрозы все в работе,
Иной летит с верха к низу, иной лезет с низа к верху, (2)
Тут парусы подбирают, там веревки прикрепляют,
Нет никому в трудах спуску, ни малейшего отпуску. (2)
Одолела жажда, голод, бессонница, нужда, холод,
Неоткуду ждать подпоры, разливные валят горы. (2)
Одна пройти не успеет, а другая свирепеет.
Дружка дружку рядом гонят, с боку на бок корабль клонят. (2)
Трещат райны, мачты гнутся, от натуги снасти рвутся,
От ударов корабль стонет, от волненья чуть не тонет. (2)
Вихрем парусы порывает, меж волнами нос ныряет,
Со всех сторон брызжут волны, вси палубы воды полны. (2)
Ветром силу всю сломило, уж не служит и кормило.
Еще пристань удалела, а погода одолела. (2)
Не знать земли ниоткуду, только виден остров с груду,
Где сошлося небо с понтом и сечется с горизонтом. (2)
Нестерпимо везде горе, грозит небо, шумит море.
Вся надежда бесполезна, везде пропасть, кругом бездна. (2)
Если кто сему не верит, пускай море сам измерит,
А когда в том искусится — в другой мысли очутится. (2)
1700-е или 1710-е годы
Tags: Музыка
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments