Сбитнев Сергей (sbitnevsv) wrote,
Сбитнев Сергей
sbitnevsv

Categories:

Дача великого князя Бориса Владимировича

Борис Владимирович (великий князь) : https://ru.wikipedia.org/wiki/Борис_Владимирович_(великий_князь)



Дача великого князя Бориса Владимировиича расположена в Отдельном парке на берегу Колонистского пруда. Въезд на ее территорию осуществлялся по парковой дороге от Московских ворот и со стороны Софийского бульвара от Владимирского дворца. Дача имеет вид загородного охотничьего замка. Сам владелец называл ее Wolgarden.



Земельный участок дачи с 1878 г. по Высочайшему повелению предназначался вдове флигель-адьютанта кн. М. М. Мещерской (урожд. кн. Догоруковой), но не был ею застроен. В 1891 г. кн. Мещерская (уже Берг) обратилась в Царскосельское правление с прошением об отмежевании участка для возведения дома, однако прошение осталось без последствий, поскольку земли Отдельного парка не подлежали отчуждению. В тоже время с просьбой о присоединении этого участка к даче вел. кн. Владимира Александровича обратился его управляющий. В июне 1896 г. участок площадью 4 десятины 2 250 кв. саженей был пожалован кн. Владимиру Александровичу под строительство дома к совершенолетию его сына Бориса.

Главный дом и Конюшенный флигель с часами возвели в 1896-1897 гг. по проекту английских арх. Шернборна и Скотта (предположительно М. Х. Бейли Скотта). Планировка участка и строительство осуществлялось под надзором арх. С. А. Данини. Работы выполняла фирма лондонского торгового дома Maple, которая одновременно занималась отделкой интерьеров Александровского дворца.
Двухэтажный Запасной дом для размещения гаража, квартиры шофера и для гостей был построен по проекту 1899 г. арх. А. И. фон Гогена. Ему же, видимо, принадлежит и проект Оранжерейного флигеля.
По воспоминаниям современников дом в стиле английских котеджей полностью построили из английских материалов руками иностранных мастеров. На даче постоянно находились привратник, мастер и садовник.

Великий князь Борис Владимирович третий сын вел. кн. Владимира Александровича и вел. кн. Марии Павловны, внук имп. Александра II (генерал-майор свиты Е.И.В.). Окончил Николаевское кавалерийское училище по 1 разряду в 1896 г. После чего зачислен в лейб-гвардии Гусарский ЕИВ полк, находившийся в Царском Селе. К этому времени и было приурочено строительство дачи. Участвовал в русско-японской (1904-1905) и Первой мировой войне. В 1914-1915 гг. командовал лейб-гвардии Атаманским Наследника Цесаревича полком. Затем состоял походным атаманом всех казачьих войск при Верховном Главнокомандующем. Вышел в отставку в августе 1917 г. Некоторое время находился под домашним арестом в Павловске. В 1919 г. эмигрировал во Францию. Скончался в Париже в 1943 г.

После революции и национализации дачу передали в ведение Наркомпроса. До перезда в Москву ее занимал А. В. Луначарский.
В 1922 г. участок и все постройки передали Центральной опытной станции прикладной ботаники и селекции при Наркомпросе под руководством Н. И. Вавилова. Рабочий кабинет Вавилова размещался на первом этаже главного усадебного дома, где ранее находился кабинет вел. кн. Бориса Владимировича.

Усадьба занимала большой участок в виде неправильного четырехугольника. Участок был обнесен металлической оградой с двумя воротами.
Главный дом - образец раннего петербургского модерна в формах английской готики, помещен в центре ансамбля в окружении сада, в котором сочетаются регулярные и пейзажные элементы. К повышенному основному объему здания со стороны восточного фасада примыкает одно-двухэтажный кухонный корпус. Выразительный силуэт создают черепичная крыша, щипцы, трапецивидный фронтоны и высокие дымовые трубы. Коньки труб украшали керамические фигурки драконов и трилистников. Первый этаж оформлен красным кирпичом, второй - серой терразитовой штукатуркой, в щипцах - гладко оштукатуренные охристые поверхности в сочетании с деревянными элементами.

В здание имеется несколько входов, два главных с крыльцами на резных колонках с фахверковым заполднением фронтонов украшены деревянной балюстрадой. Крыльцо южного фасада, выходящее к фонтану, оформлено в виде галереи с резными арками из дуба. Площадки перед входами выложены красной керамической плиткой.

Два въезда на дачу были устроены по пейзажным дорожкам, расположенным по диагонали. Главные въездные ворота (у лечебницы Эбермана) сейчас закрыты. К ним подходила Прудовая дорога от Московских ворот.
У границы усадьбы расположены Запасной дом и Конюшенный флигель с гаражом и квартирами служащих. Вторые ворота служили для подъезда с Луговой и Дубовой аллей Отдельного парка.
В декоративном оформлениие площадок и аллей перед фасадами в сторону парка использованы регулярные приемы. У главного дома в центре круглого цветника расположен фонтан. Фонтан с мраморным резным водометом в виде закрученных дельфинов решен в формах барокко. В остальной части сада доминирует пейзажный стиль (высажены липа, клен, вяз, сосна, лиственница, туя). Дорожки сада обрамлены керамическими желобами для стока воды. Есть Туевая аллея с видом на Колонистский пруд с деревьями более чем столетнего возраста.



В настоящее время дачу вел. кн. Бориса Владимировича занимает ВНИИР им. Н. И. Вавилова.
([140]. С. 183-191, Mary)

В интерьерах дачи сохранилась уникальная архитетктурная отделка - дубовые двери с резными наличниками, камины, латунные оконные и дверные механизмы, оформление стен дубовыми панелями, встроенная мебель, радиаторы отопления в декоративных футлярах, образцы обоев. По мнению И. И. Ясинской рельефные обои с тиснением под ренессанс близки к работам англиского худ. Уильяма Морриса.

В интерьерах дачи снимали серию фильмов о Шерлоке Холмсе - дом сэра Рональда Адэра на "Парк лейн в Лондоне" из серии "Охота на тигра".



Холл
Центром внутренней композиции является двухярусный холл, соединяющий парадные помещения на первом этаже и жилые на втором. Холл - прямоугольное в плане помещение - освещается через большое окно в восточной стене. На первом этаже расположены - Кабинет, Музыкальная гостиная, Столовая и Курительная гостиная. Входная дверь в холл из вестибюля выделена щипцовыми сандриками. С трех сторон холл опоясывает дубовая гелерея с балюстрадой, опирающейся на фигурные столбы. Наверх ведет трехмаршевая дубовая лестница с точеными балясинами. В потолок холла с дубовыми балками вмонтированы фонари на фигурных кронштейнах и кованных цепях. Длина цепей могла регулироваться системой блоков в потолке. Стены холла внизу обшиты профилированными дубовыми панелями. Двухярусный камин из светлого камня украшен зеркалом в резной раме, лучковым фронтоном и массивным антаблиментом. По сторонам входной двери расположены радиаторный футляры из дуба с металлическими решетками и крышками из мрамора с серовато-зелеными прожилками.

Кабинет великого князя
расположен в юго-западном углу здания, соединяется дверью с Музыкальной гостиной. Стены кабинета обшиты деревянными филенчатыми панелями, разделенными на два яруса и окрашены в белый цвет, сверху затянуты декоративной тканью с геральдиским мотивом, в виде двух львов и щита. Двухярусный камин с зеркалом и треугольным фронтоном отделан окрашенным белый цвет деревом. Кабинет меблирован гарнитуром из дубовых стульев и дивана с облицовкой в стиле обтяжки стен.

Музыкальная гостиная
находится в юго-восточном углу здания и решена в белом цвете. Большое шестистворчатое окно-дверь выходит на крыльцо. В гостиной устроена сценическая площадка, отделенная декоративной аркой, занимающей всю ширину комнаты. Арка опирается на столбики в виде тонких колонок с ионическими капителями и ограждена точеными балясинами и трельяжной решеткой. Угловой двухярусный камин с зеркалом облицован деревянными панелями.

Столовая
занимает большое помещение с трехгранным эркером. Дверь из нее ведет в Курительную гостиную. Столовая оформлена тиснеными обоями в золотисто-черных тонах с рельефным рисунком, стилизованным под ренессанс. Плафон украшен дубовой трельяжной решеткой крупного геометрического рисунка с розетками. Есть угловой камин с остекленным шкафчиком. Восточная стена Столовой обшита дубом. Верхняя часть обшивки украшена антаблиментом. Еще одна дверь ведет в буфетную, длинный коридор из которой ведет в служебную половину здания.

Курительная гостиная
оформлена по периметру дубовыми панелями. Схерху - широкий фриз с кронштейнами. Стены затянуты обоями в золотисто-коричневых тонах с тисненым рисунком (плоды граната, листья аканта, цветы). По сторонам углового двухярусного камина встроены два полукруглых дивана. Топка камина отделана черным с серо-зелеными прожилками мрамором.

Спальня
состоящая из двух комнат, располагалась на втором этаже. Здесь размещались встроенные угловые шкафы, в одном из которых находилась дверь в прихожую спальни. Угловой камин в этой комнате отделан кафельной плиткой. Стены декорированы панелями светлого дерева. Вторая комната разделена на альков и спальню резной перегородкой.

Библиотека
смежная со Спальней комната. Комната меблирована большими остекленными книжными шкафами красного дерева.
([140]. С. 183-191, Mary)


Это уникальное сооружение строилось лучшими британскими архитекторами: Шернборном и Скоттом в отдельном парке на участке великого князя Владимира Александровича, президента Академии художеств, к 20-летию его сына. Считается, что это был подарок Борису Владимировичу от его крестной матери - Королевы Великобритании Виктории. Междинастические связи содействовали проникновению из Англии, родины нового стиля, современных художественных веяний.

Весной 1897 г. группе петербургских зодчих представилась возможность ознакомиться с царскоселькой усадьбой. "Осмотр дачи доставил большой интерес, так как многое в постройке этой, производимой англичанами, по приемам своим ново и несогласно с приемами русских строителей"- отмечалось в собрании петербургского общества архитекторов. В декабре 1898 г. А. И. фон Гоген, арх. двора вел. кн. Владимира Александровича рассказал коллегам о новом ансамбле, и назвал имена его авторов: Шерборн и Скотт. Работы под их руководством выполняла лондонская фирма "Мейпл".

Великокняжеский дом-дворец органично связан с ландшафной средой. Вокруг него был разбит живописный сад с прямыми извилистыми и кольцевыми дорожками, фонтаном, цветником, газонами, кустарниками, хвойными и лииственными деревьями. От пруда к главному подъезду ведет аллея, обсаженная туями.

Нижний этаж здания отделан кирпичом, верхний покрыт фактурной штукатуркой внабрызг. Сложную форму завершения образуют фахверковые щипцы и черепичные крыши - двухскатные, вальмоновые и полувальмоновые.

Два крыльца с резными деревянными колонками подчеркивают связь приземистого сооружения с землей. Господская половина ,естественно, более представительна. Пространственным ядром ее служит двухъярусный холл - характерный атрибут английских особняков. Холл оснащен гигантским витражом простого геометрического рисунка. Открытая деревянная лестница ведет на балкон, обходящий помещения второго этажа . Благодоря центральному холлу планировка решена компактно, без коридоров, но его связь с комнатами выглядет несколько механистичной. Частично сохранилось убранство и оборудование интерьеров: дубовые панели, резные колонки и плафоны, мраморные камины и тисненые обои.

С фото : http://www.citywalls.ru/house18269.html?s=q71dc7sank06grcgvf024iiho7
Tags: Культура
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments