Сбитнев Сергей (sbitnevsv) wrote,
Сбитнев Сергей
sbitnevsv

Category:

Как делали обрядовую куклу «Масленица»



Масленичные чучела были известны во многих регионах России, но наибольшее распространение они получили в южных губерниях страны, в Сибири. Готовили их в первые дни масленичной недели молодые замужние женщины, реже девушки, собиравшиеся для этой цели в доме какой-нибудь пожилой крестьянки. В Сибири чучело чаще делали молодые мужчины.

Масленицу делали из соломы, камыша. На сноп соломы, служивший основой для туловища, привязывали оборкой (пеньковым, льняным жгутом, веревкой) голову и руки, сделанные также из соломы. Зачастую, чучело из природных материалов имело основу - «скелет» из жердей. Обычно для этих целей использовали березу. Это дерево, как и солома, символизировало быстрый, буйный рост.

Затем Масленицу одевали. ,,Наряжение" было одним из важнейших обрядовых действий при изготовлении такой куклы. Сверху на всю конструкцию надевали праздничную, украшенную полихромным браным ткачеством, вышивкой и аппликацией, рубаху, яркий ситцевый сарафан или вышитую цветными шерстяными гарусными нитями клетчатую поневу и орнаментированный фартук. На голову концами назад повязывали красный ситцевый или шелковый фабричный платок. Иногда просто брали тряпки и создавали подобие костюма, обматывая их вокруг куклы. Костюм масленичного чучела должен быть старым, ветхим, рваным, а иногда на него надевали еще и вывороченную мехом наружу шубу.



Из очесов льна плели косу и повязывали на голову платок. В руку кукле часто давали разные предметы, например, сковородку. Размером Масленицу делали в рост человека или чуть выше.

При этом как солому для тела Масленицы, так и все предметы ее одежды следовало обязательно собирать из разных домов или покупать в складчину, превращая исполняемую размером в рост человека фигуру в обрядовый символ деревни или села и подчеркивая, таким образом, сопричастность с актом ее создания всех членов конкретной крестьянской общины. Как правило, персонаж наделяли еще и личным именем - Дуня, Авдотья, Гаранька и пр.

При изготовлении изображаемому персонажу старались не просто придать форму, ассоциирующуюся с человеческим телом, но и обязательно гипертрофировать присущие тому или иному полу особенности. Грудь изготавливали из пучков пеньковых очесов. Достоинства не забывали подчеркивать – делали огромную грудь, а у Масленика подчеркивали мужские признаки. Куклу старались делать дородной, даже толстой. Лицо ей рисовали углем, свеклой, сажей. Вместо носа могли воткнуть морковку.

Но не всегда Масленица это дородная тетка. Делали как Масленицу, так и Масленика, которые использовались как обособленно, так и попарно. В Поволжье, например, делали соломенное чучело коня. А в Белоруссии устраивали похороны «деда», который от жадности и обжорства костью подавился. «Деда» этого, кстати, наделяли несоразмерно огромным детородным органом. И, более того, привязывали к этому мужскому атрибуту веревку и во время «похорон» за нее дергали, заставляя дедово «достоинство» подниматься.



В Новгородской области и в некоторых других регионах часто Масленицей называли просто кучу мусора, старых вещей (лапти, веники-голяки), собранных детьми со всей деревни и размещенных на возвышении, которую также сжигали.

В Московской, Калужской, Владимирской и ряде других центральных губерний помимо главного общего обрядового персонажа делали значительное количество ,,семейных" кукол, имевших аналогичное название - Мамленица. В отличие от общедеревенской Масленицы домашние фигуры имели привлекательную внешность: им углем рисовали глаза, брови, нос, наряжали в яркие нарядные костюмы, - но так же подчеркивли признаки пола. Как домашнюю, так и общественную Масленицу всегда обряжали в костюмы, характерные по своему составу для замужних женщин. Чучело также снабжали соответствующими празднику атрибутами - сковородкой, половником, блинами и сажали в доме на лавку в такой позе, как будто она печет блины. Серьезного ритуального значения таким изображениям не придавали. Домашние Масленицы превращались в обычные игрушки, которые сжигались через год.

В Козельском у. Калужской губ. делали по 5-6 таких фигур и усаживали их на всю неделю на почетном месте - на лавке у окна. Девушки брали их с собой на все посиделки и игрища в специально арендованную для этого избу, гуляли с ними по деревенским улицам, катали в санях, распевая любовные ,,страдания". Такие персонажи появлялись, в основном в тех домах, откуда брали в новую семью молодух, куда ожидали приезда ,,новоженов" или где жили девушки на выданье.

https://vk.com/vasilyev.vecher
Tags: Традиции, Фолк
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments