Сбитнев Сергей (sbitnevsv) wrote,
Сбитнев Сергей
sbitnevsv

Categories:

Мифолог Джозеф Кэмпбелл



Джозеф Кэмпбелл (Joseph Campbell) (26.03.1904 - 30.10.1987) - американский мифолог, писатель и лектор, наиболее известный за свою работу в области сравнительной мифологии и сравнительной религии. Список его работ огромен и охватывает многие аспекты человеческого опыта. Его философия часто отождествляется с фразой, которую он сказал: « Следуйте своему счастью».

Джозеф Кэмпбелл родился и вырос в Уайт-Плейнс, штат Нью-Йорк. В 1921 году он окончил Школу Кантербери, затем поступил в Колледж Дартмунда, где изучал биологию и математику, а позднее в Колумбийский Университет, где он в 1925 году получил степень бакалавра по английской литературе, а в 1927 году - степень магистра наук по средневековой литературе.Среди его выдающихся книг такие, как «Мифы, в которых нам жить», «Тысячеликий герой», «Маски Бога», «Мифический образ», «Исторический атлас мировой мифологии».
Джозеф Кэмпбелл умер от рака в возрасте 83 лет дома на Гавайях вскоре после завершения съемок фильма «Сила мифа» с Биллом Мойерсом.

Джозеф Кэмпбелл приобрёл большую популярность после ряда телевизионных интервью с журналистом Биллом Мойерсом в 1985 и 1986 году, а также благодаря тому, что именно он, по словам Джорджа Лукаса, явился вдохновителем фильма «Звёздные войны».

- Кэмпбелл Дж. - Мифический образ.-2002

В своем программном труде «Мифический образ» американский ученый, исследователь природы мифа и символа Джозеф Кэмпбелл (1904—1987), проводя сравнительный анализ мифологий различных народов мира, а также мифологической литературы, затрагивает такие темы, как идея космического порядка, преображение внутреннего света, искупление через самопожертвование и жертвоприношение, духовное пробуждение.
Опираясь в работе на аналитическую психологию К.Г. Юнга и идеи традиционалистов, автор приходит к выводу, что, несмотря на видимое разнообразие культурных и религиозных традиций, в основе каждой из них лежат общие архетипические образы — Великой матери, Горы Мира, Владыки смерти и бессмертия, Святого Семейства и т.д.

- Кэмпбелл Дж. - Пути к блаженству.-2006

Мифология и трансформация личности", составленной по материалам его лекций и публичных выступлений в 1960-1980-х годах, исследуется психологическая функция мифа. Согласно Кэмпбеллу, миф является универсальной матрицей личностного роста. Используя ее в полной мере, человек может жить в согласии со своей сокровенной природой. Связывая воедино древние символы и современное искусство, первобытные ритуалы и путешествие героя, Кэмпбелл помогает читателю обрести миф своей души - путь, который ведет к блаженству.

- Кэмпбелл Дж. -Тысячеликий герой.-1997

Книга Кэмпбелла - классическое исследование мифологии на основе психоанализа, дающего ключ к тайнам языка символов, общего для мифов всех мировых культур с их архетипическим героем. Переходя от психологической плоскости анализа к метафизической, Кэмпбелл представляет героическое путешествие как космогонический цикл. Пройдя через испытания инициации, преодолев порог между бытием и ничто, герой как воплощение микрокосма и макрокосма растворяется в Высшей Самости, тем самым завершая свою путь. Рождение и смерть, жизнь и небытие, зарождение и исчезновение мира - все это подчиняется единой модели путешествия мифологического героя и космогонического круга. Эта схема остается неизменной и в обрядах инициации примитивных народов, и в развитой мифологии древних цивилизаций, и в знакомом нам с детства мире сказок, и в сновидениях наших современников. Используя материал сотен мифов со всех уголков земного шара, от древнейших времен до дня сегодняшнего, крупнейший американский мифолог нашего века Джозеф Кэмпбелл разворачивает в своей захватывающей книге величественную и масштабную картину путешествия многоликого героя, переходящего из обыденного мира в запредельную тьму, обретающего там покровителей и врагов, встречающегося с богиней - матерью и богом -отцом и добивающегося в результате своих приключений окончательной награды - щедрого дара, способного облагодетельствовать и спасти человечество.

С момента своего выхода эта легендарная книга разошлась миллионными тиражами во всем мире. Джозеф Кэмпбелл – известнейший антрополог, сравнительный психолог. В этой книге автор описывает путешествие героя, рассматривает универсальный мотив приключения и трансформации, которые отражены в мировой мифологической традиции. Джордж Лукас после выхода на экраны "Звёздных войн" в конце 1970- х годов заявил, что фильм был основан на идеях, описанных в "Тысячеликом герое" и других книгах Кэмпбелла.

- Кэмпбелл Дж. - Мифы в которых нам жить.-2002

Что представляет собой действенная мифология и в чем состоит ее функция? Возможно ли сегодня `жить в мифах`? Могут ли они помочь современному человеку унять тревогу или способны только питать ее?

Джозеф Кэмпбелл (1904-1987) показывает животворную связь людей с их мифами, роль мифов в развитии и реализации творческих возможностей личности и всего общества.
Книга написана понятно и увлекательно. Обилием и талантливой подачей серьезного материала, актуальностью - и актуализацией - `вечных` проблем она превосходит многие официальные учебники по религиоведению, психологии, истории и собственно мифологии.
Для широкого круга читателей.

- Четыре функции мифа по Дж.Кэмпбеллу:

Традиционная мифология имеет четыре основные функции. Из них первая – мистическая: она вызывает и поддерживает в человеке чувство восхищения, благодарности и благоговейного ужаса перед тайной бытия, тайной жизни.

Факт бытия не очень-то легко признать. Посудите сами: перед тем, как открылись человеческие глаза и увидели жизнь, как она есть, прошли сотни тысяч лет. И что же они увидели глаза, когда они открылись? Они увидели, как жизнь питается жизнью.

Первая функция примитивной мифологии как раз в том и состоит, чтобы научить нас принять этот факт: жизнь пожирает самое себя. Признай это! И только около 800 лет до н.э. пришло то, что я называю «великий разворот»: люди, обладающие определённой чувствительностью к подобным вещам, решили, что жизнь – это ужас, который они не примут. Шопенгауэр сказал: «Жизнь – это то, чего не должно было быть». Есть люди, – немало людей, – которые находят жизнь настолько ужасной, что уходят от жизни. Именно в это время родилась мифология ухода от жизни, отрицания жизни.

Третий вариант, Зороастрианизм, рождается, по имеющимся документам, где-то между 11 и 7 веками до н.э., миф, в котором божество создало идеальный мир, который был впоследствии уничтожен некоей злой силой. Властелин Добра, Правды и Света создаёт этот мир; Властелин Тьмы и Обмана портит этот мир. И то, что происхосит сейчас – это процесс восстановления. Вы можете участвовать в процессе восстановления, участвуя во всём хорошем, что есть в этом мире, творя добро. Идея добра и зла дошла до нас в виде христианской традиции, в виде Грехопадения и Искупления.

Насколько мне известно, таковы три основные мифологические точки зрения: первая – полное приятие жизни, вторая – полное неприятие жизни, и третья – «я приму мир, когда он станет таким, каким, по моим представлениям, он должен был бы быть». Популярная нерелигиозная разновидность последней точки зрения – это, конечно, наша современная позиция постепенной реформации мира к лучшему.

Вторая функция традиционной мифологии – космологическая. Она состоит в том, чтобы создать картину устройства Вселенной, картину, вызывающую чувство мистического восхищения, о котором я только что говорил. Весь мир становится как бы священной картиной, священной иконой; картиной, вызывающей в нашем сознании ощущение восхитительного таинства бытия, куда бы мы ни посмотрели.

Третья функция традиционной мифологической системы – социологическая, то есть её функция состоит в том, чтобы оправдывать и поддерживать определённое социальное устройство общества. Обычно это делается так: декларируется, что Высшее Существо, создавшее Вселенную, создало и Хороший Социальный Порядок. Например, в библейской традиции есть идея Бога, создающего мир; тот же Бог вручает Моисею Закон на горе Синай – 10 Заповедей и так далее. Библейские Законы так же непреклонны, как и законы природы. Их нельзя изменить; против них нельзя пойти без того, чтобы разрушить, уничтожить самоё себя.

Также в Индии, вместо идеи Бога-Создателя господствует идея о некоей безличной силе, периодически материализующей и де-материализующей Вселенную: одна и та же Вселенная находится в постоянном процессе творения – исчезновения. Законы, по которым происходит этот процесс – те же самые законы, по которым существуют животные и люди. Эти законы нельзя изменить – они являются неделимой частью Вселенского Порядка.

Четвёртая, последняя функция традиционной мифологии – психологическая. Она состоит в том, чтобы вести человека через стадии его жизни, от детской зависимости к ответственности взрослого человека (с точки зрения общества, в котором он живёт), и далее, к Последней Двери.

Сравнивая традиционные мифологии народов мира, приходишь к выводу, что именно эта четвёртая функция наиболее постоянна, – четвёртая и ещё первая, мистическая.
Tags: Мифология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments