Сбитнев Сергей (sbitnevsv) wrote,
Сбитнев Сергей
sbitnevsv

Categories:

Государственный музей-заповедник "Гатчина".Часть1.Большой дворец.История

Оригинал взят у boyko_nazarova в Государственный музей-заповедник "Гатчина".Часть1.Большой дворец.История
Автор - Майя_Пешкова. Это цитата этого сообщения
Государственный музей-заповедник "Гатчина".Часть1.Большой дворец.История.


 Гатчина, расположенная в 45 километрах от Санкт-Петербурга, входит в «жемчужное ожерелье» исторических дворцово-парковых ансамблей, раскинувшихся вокруг бывшей имперской столицы.                                               

                                           История  строительства и архитектура

Возникновение дворцово-паркового ансамбля в Гатчине относится ко времени правления императрицы Екатерины II. В 1765 году государыня сделала своему фавориту Григорию Григорьевичу Орлову роскошный подарок: Гатчинскую мызу. Живописный рельеф, родниковые озера, соединенные протоками и речками, позволили создать здесь уникальный пейзажный парк, центром которого стал неповторимый по своей архитектуре дворец.


                               

Портрет Екатерины II. Ф. С. Рокотов, 1763                

Для разработки проекта дворца Григорий Орлов совместно с Екатериной II пригласили итальянского архитектора Антонио Ринальди. Его проект удачно сочетал в себе элементы русской загородной усадьбы и английского охотничьего замка. В итоге Гатчинский дворец стал единственным замком в пригородах Петербурга. 

 

                         

А. И. Чёрный (Чернов). Портрет графа Г. Г. Орлова.Медь, эмаль. 7,2 х 5,3. Государственный Эрмитаж

Строительство продвигалось медленно, в конце 1768 года дворец был доведён до карниза, в 1770 году начались работы по наружной отделке, которые продолжались до 1772 года. Внутренняя отделка затянулась до конца 1770-х годов (в центральном корпусе дворца до 1950-х годов сохранялась медная доска с указанием дат начала и окончания строительства «Заложен в 1766 мая 30. Окончен 1781 года»)

В течение почти пятнадцати лет шло возведение и отделка загородного дома, который первоначально задумывался как охотничий, поскольку его владелец князь Орлов был страстным любителем «красной потехи». Императрица, согласно камер-фурьерским журналам, несколько раз со своей свитой наведывалась в Гатчину, чтобы увидеть, как идёт строительство. К 1781 году работы были завершены. Взору современников предстал дворец, напоминающий итальянское палаццо, его фасады были облицованы естественным камнем – пудостским известняком

                                         

Дворец работы Фаберже

                                        

После окончания строительства новый дворец представлял собой здание, состоящее из трёх связанных между собой частей. Основная часть — центральный трёхэтажный корпус с примыкавшими к нему двумя пятигранными башнями. На южной были часы, на северной — громоотвод. Главный корпус соединялся двумя полуциркульными галереями с одноэтажными служебными каре — Кухонным и Конюшенным, представлявшими собой замкнутые четырёхугольники с внутренними дворами, по углам которых располагались восьмиугольные башни.

                                                 

Барельеф работы Ф. И. Шубина, 1777 год.Антонио Ринальди.

Снаружи здание было облицовано парицким известняком, добывавшимся недалеко от Гатчины в деревне Парицы.[Облицовка вестибюля и парапета над карнизом была сделана из пудостского камня.Сведений о внутреннем убранстве дворца в эти годы практически не сохранилось, так как были утеряны описи имущества графа Орлова.

Орлов недолго прожил в новом дворце. После его смерти в начале 1783 года Гатчина была выкуплена обратно у его братьев Екатериной II (4 июля 1783 года) и 6 августа того же года была подарена великому князю Павлу Петровичу (будущему императору Павлу I), куда новый владелец переехал в сентябре. В это время Павел Петрович был занят строительством своей резиденции, которая была названа его именем (Павловск). Из-за ограниченности личного бюджета Гатчиной он смог заняться только когда в Павловске были закончены основные работы, в 1790-х годах.

План Гатчинского дворца

1. Центральный корпус.2. Кухонное каре.3. Арсенальное (Конюшенное) каре.4. Плац.5. Сигнальная башня (с громоотводом).6. Часовая башня.7. Памятник Павлу I.8. Бастионная стена с бастионами.9. Собственный сад.10. Мосты через ров.11. Купол дворцовой церкви

Центральный трехэтажный корпус с высокими пятигранными башнями соединялся дугообразными крыльями со служебными одноэтажными флигелями, квадратными в плане и имеющими внутренние дворы. «Обстановка этого замка великолепна, а в апартаментах верхнего этажа находится очень хорошая коллекция итальянских картин», - писал французский дипломат Корберон после посещения Гатчины. Одновременно с возведением дворца создавался английский пейзажный парк, один из первых в России.                                

Гатчинский дворец. Акварель XVIII в.

Существовало несколько неосуществлённых проектов перестройки дворца. Один из них представляет особый интерес, поскольку на плане, датируемом 1783 годом, на оси Гатчинского дворца (на месте современного Балтийского вокзала) показан новый монументальный дворец, замыкающий своим массивом обширный плац перед дворцом.

Парад при Павле I в Гатчине. О. Г. Шварц, 1847 г.

Этот проект не был осуществлён в Гатчине, но явился прообразом Михайловского замка в Санкт-Петербурге. Другой проект предполагал строительство ещё одного обширного дворца с тремя внутренними дворами на территории, прилегающей к Арсенальному каре.

                                                                             

Великий князь Павел Петрович (1782)

Но глобальные планы перестройки дворцового комплекса не были одобрены Павлом I и было принято решение о расширении служебных помещений имеющегося дворца. Основной этап работ во дворце начался в 1796 году, архитектором стал Винченцо Бренна, работавший в то время в Гатчине.

                                        

Гравюра С. Карделли по оригиналу А. Ритта. 1790.Винченцо Бренна

В его задачу входили надстройка обоих каре вторыми и третьими этажами и приспособление их под жильё, а также переделка открытых галерей — колоннад во втором этаже главного корпуса. После перестройки вместо открытых галерей появились стены, декорированные полуколоннами. Кроме того, стены появились на первом этаже в центре главного корпуса на месте открытых аркад и сквозного прохода в парк.

Открытие памятника Павлу I.Худ.Г.Шварц.j

Работы по устройству комнат для семьи Павла I в Арсенальном каре (бывшем Конюшенном) и в главном корпусе дворца были начаты в 1797 году. Кроме этого площадь перед дворцом, занятая газонами, была превращена в плац, окружённый бастионной стеной, а со стороны парка на прилегающей к дворцу территории устроен небольшой Собственный сад.

                                                                    Памятник Павлу !

В 1799 году Павел I назначил главным архитектором Гатчины Андреяна Дмитриевича Захарова. Ему пришлось закончить некоторые работы во дворце, так как в это время Бренна был занят на постройке Михайловского замка в Петербурге. В частности Захаров закончил надстройку Кухонного каре. Также по его проекту на месте старой церкви во дворце, которая существовала ещё с орловских времён, в 1800 году была построена новая.

                                     

Портрет работы С. С. Щукина. Около 1804 года.Андреян Дмитриевич Захаров

                                    

В ночь с 11 на 12 марта 1801 года в результате заговора император Павел I был убит в Михайловском замке.

После смерти Павла I в 1801 году Гатчина стала принадлежать его жене Марии Фёдоровне.По её желанию в 1809—1811 годах архитектором Андреем Никифоровичем Воронихиным во дворце были произведены небольшие переделки. В основном они касались внутреннего убранства дворца, а также для приспособления его «на случай зимнего пребывания».

                                    

Мария Феодоровна; до перехода в православие — София Мария Доротея Августа Луиза Вюртембергская (— принцесса Вюртембергского дома, вторая супруга российского императора Павла I. Мать императоров Александра I и Николая I.

Гатчина, Н.К. фон Боль, 1892



По ее завещанию, составленному 21 января 1827 года, Гатчинский дворец со всеми угодьями переходил «в вечное владение» императору Николаю I и его потомству мужского пола. 

Мартынов Андрей Ефимович.Гатчинский парк, лодочная стоянка.



В 1835 году на одной из башен дворца был установлен сигнальный оптический телеграф.

1790 

                                     

Николай I Павлович и-мператор Всероссийский с 14 декабря (26 декабря) 1825 по 18 февраля (2 марта) 1855 года, царь Польский и великий князь Финляндский. Третий сын императора Павла I и Марии Фёдоровны, родной брат императора Александра I, отец императора Александра II

В царствование Николая I началась перестройка Гатчинского дворца, и он обрел тот вид, который сохранился до настоящего времени. Кухонное и Арсенальное каре были разобраны до основания и вновь возведены. Это было связано с тем, что прежние помещения не удовлетворяли современным требованиям удобства и комфорта. 

                                      

Роман Иванович Кузьмин,портрет работы М.И.Скотти, 1849

 С 1844 года работами в Гатчинском дворце руководил Роман Иванович Кузьмин, который с 1841 года был в должности главного архитектора Министерства Императорского двора. Основные работы велись в каре, которые были практически полностью перестроены. В каре были сделаны подвальные этажи, увеличена высота первого и третьего этажей, а между ними построен небольшой второй этаж, который рассматривался как антресольный.

За счёт перестройки высота каре увеличилась до высоты полуциркульных галерей. Из-за изменения высоты каре центральный корпус дворца перестал доминировать над зданием, поэтому под руководством Кузьмина к боковым башням корпуса был достроен ещё один этаж. Кроме крупных работ по реконструкции дворца в центральном корпусе были проведены реставрационные работы и перестроена парадная лестница.    

Дворец в Гатчине со стороны двора. Литография К. К. Шульца с рис. И. И. Шарлеманя. Сер. 19 в.          

На балконе фасада, выходящего на плац был построен навес, поддерживаемый колоннами, которые по замыслу архитектора должны были быть мраморными, но в конечном итоге были выполнены из чугуна. Также в 1850 году были полностью разобраны обветшавшие бастионы и подпорные стены, окружавшие плац перед дворцом, и возведены заново без изменения первоначального замысла Бренны.

Гатчина , вид на дворец. А. Мартынов, 1821-22

Это были последние крупные работы по перестройке дворца, при следующих владельцах проводился только необходимый текущий ремонт.1 августа 1851 года на плацу перед дворцом был установлен памятник Павлу I, отцу Николая I.

                                                

Па́мятник Па́влу I рабо́ты Витали 

Гатчинский дворец. Роспись по фарфору, вторая половина XIX века

При императоре Александре III в 1880-х годах во дворец были проведены электричество, телефон, заменены водопровод и канализация, печное отопление заменено калориферным.

Гатчина. Подъезд к дворцу со стороны города. Г.С. Сергеев. 1798 г

В Кухонном каре полностью перестроили домовую церковь. В память об императоре Павле I в Центральном корпусе старались сохранить в неприкосновенности его покои и парадные интерьеры ХVIII века, но тем не менее и там были проведены работы: заменена система отопления, отремонтированы паркеты, в некоторых парадных залах появились новая мебель, скульптура и драпировки... Всеми этапами строительства с 1844 по 1856 годы руководил зодчий Р. И. Кузьмин.

Николай I и его сын Александр II вместе со своими семьями и свитой приезжали в Гатчинский дворец нечасто, в основном, для проведения балов, приемов коронованных особ и знатных вельмож, а также для участия в Императорских охотах.



Император Александр III с семьей в Собственном садике Большого Гатчинского дворца

1 марта 1881 года на набережной Екатерининского канала (ныне канал Грибоедова) был смертельно ранен император Александр II. На трон вступил его сын – Александр III, который избрал своей основной загородной резиденцией Гатчину. 27 марта царская семья из Петербурга переехала в Гатчинский дворец, который в течение многих лет оставался самым любимым, родным и теплым домом для всех членов императорской семьи.

После Февральской революции 1917 года и отречения от престола императора Николая II к власти пришло Временное правительство во главе с Александром Фёдоровичем Керенским. Дворец перестал принадлежать царской семье, и по решению нового правительства 27 мая 1917 года в пригородных дворцовых резиденциях начали работать комиссии по приемке и описи имущества дворцов. Гатчинскую комиссию возглавлял Валентин Платонович Зубов.

                                                 

Граф Валентин Платонович Зубов — русский искусствовед, доктор философии (1913), основатель Института истории искусств (1912), первый директор Дворца-музея в Гатчине (1917—1918)

Семен Федорович Щедрин.Вид на Гатчинский дворец с Длинного острова. 1796. Третьяковская галерея.

Параллельно обсуждался вопрос о дальнейшем использовании дворцов. Было решено, что дворцы, в том числе и гатчинский, должны стать национальными музеями. После Октябрьской революции, 26 октября 1917 года, Зубов стал первым директором гатчинского дворца-музея.

Мемориальная доска на одном из бастионов плаца, посвящённая митингу 1 (14) ноября 1917 года

В дни революции в Гатчине столкнулись казачьи части генерала Краснова и отряды красногвардейцев. 27 октября 1917 года во дворец прибыл штаб третьего конного казачьего корпуса во главе с председателем временного правительства Керенским.[19] 1 (14) ноября 1917 года на площади перед дворцом был проведён митинг, на котором нарком советского правительства по военным и морским делам Павел Ефимович Дыбенко убедил казачьи части не выступать против советской власти в Петрограде, в результате чего в ночь с 1 на 2 ноября Керенский покинул дворец, который заняли революционные войска.

С.Ф. Щедрин. Вид на Гатчинский дворец с Длинного острова. 1796

Для посещения музей был открыт 19 мая 1918 года..

Период с 1918 по 1941 год был временем развития дворца как музея. Только в 1919 году, во время Гражданской войны, дворец оказался в зоне боевых действий, когда войска Юденича вошли в Гатчину. Красноармейцы, погибшие во время этих событий, были похоронены на плацу перед дворцом. Могила до нашего времени не сохранилась.

Гатчина, Белое озеро, павильон ВенерыА.Е. Мартынов. 1800

Сохранились данные о посещаемости дворца-музея в первые годы после его открытия. Например, в 1921 году музей посетило наибольшее количество посетителей — более 21 тыс. человек.

         

Калиновская.Зима.Гатчина
В 1926 году принадлежности дворца: мебель, бронзовые изделия и ковры были вывезены на склад Госфондимуществ для последующей распродажи.

         

Калиновская.Весна.Гатчина     
После объявления о начале войны в пригородных дворцах-музеях, в том числе и в гатчинском, начали принимать меры по эвакуации ценностей и по защите зданий от воздушных бомбардировок. 15 августа 1941 года под окнами дворца разорвалась первая авиабомба, а уже в конце месяца город оказался в пределах досягаемости немецкой артиллерии. 24 августа снарядами было повреждено Арсенальное каре, а 3 сентября во двор каре упала авиабомба, причинившая ему значительные повреждения.



                                          

Осуществить полную эвакуацию находящихся во дворце ценностей не удалось. Только четыре эшелона с самыми ценными экспонатами были отправлены в тыл, а также один эшелон был отправлен в Ленинград. Оставшееся имущество было размещено в подвалах дворца, часть крупной скульптуры была захоронена в парке, другая часть закрыта мешками с песком. Только 9 сентября оставшиеся сотрудники музея эвакуировались. В этот же день снарядом была повреждена башня Кухонного каре, другой снаряд взорвался около паркового фасада дворца.

Гатчина и дворец до января 1944 года находились в руках оккупантов. При отступлении немецкие войска сожгли и заминировали гатчинский дворец. Часть оставшихся ценностей они уничтожили, часть увезли в Германию.На одной из стен дворца на штукатурке сохранилась надпись «Здесь были мы. Сюда мы больше не вернемся. Если придет Иван, все будет пусто».Эта надпись с фрагментом стены была сохранена и сейчас демонстрируется в экспозиции дворца.


Большой Гатчинский дворец до Великой Отечественной войны был крупнейшим из дворцов-музеев пригородов Санкт-Петербурга и нередко назывался «пригородным Эрмитажем».

В послевоенные годы началось восстановление Гатчинского дворца. Но работы, проводимые во дворце, не были реставрационными в полном смысле этого слова. Принимались меры, чтобы это здание можно было использовать. В 1944 году уцелевшие мраморные, гипсовые барельефы и отдельные декоративные детали были закрыты временными щитами. В 1948 году были восстановлены межэтажные перекрытия, кровля, оконные и дверные проёмы.

Воссоздавать дворец-музей не планировалось, поскольку это считалось нерентабельным. Спасенные предметы из коллекций Гатчинского дворца-музей были переданы по приказам Министерства культуры СССР и РСФСР на хранение в 24 музея страны.[31] Возвращение этих предметов в родные стены происходит до сих пор и с большим трудом.

             

Калиновская Екатерина. Островок любви.В Гатчинском парке

В 1950—1959 годах во дворце располагалось Военно-Морское училище Министерства обороны СССР, а затем — ВНИИ «Электронстандарт».[32] В 1960 году здание дворца было снято с учета ГИОП, то есть перестало числиться в списках памятников архитектуры.Статус дворца как памятника архитектуры восстановлен в 1970-е годы                           

Зима в гатчинском парке.Калиновская Е.

В 1961—1963 годы архитектором М. М. Плотниковым была начата разработка проекта возрождения Гатчинского дворца. Проводились архитектурные обмеры, поиск архивных материалов, выполнялись чертежи интерьеров первого и второго этажей .Проект предполагал восстановление интерьеров по состоянию на 1890 год, и не для музея, а под нужды ВНИИ, но он так и не был осуществлен.

                

Павильон Венеры.Гатчина.Калиновская Е.

Реставрация возобновилась благодаря героическому "сражению" за дворец А. С. Ёлкиной, главного хранителя музея с 1968 по 1998 год (статус музея сохранял Дворцовый парк). На протяжении 8 лет она добивалась от чиновников разных уровней, чтобы "Электростандарт" освободил здание. Удалось это лишь в 1976 году. М. М. Плотниковым был разработан новый проект восстановления парадных залов (2-й этаж Главного корпуса) - по состоянию на конец XVIII века - период наивысшего расцвета Гатчинского дворца.

                 

Каменный мост в Гатчине у площади Коннетабля.С.Щедрин


           Восстановление лепного декора велось талантливым скульптором-модельщиком Л. А. Стрижовой. Живописные работы исполняла бригада художников-реставраторов под руководством Я. А. Казакова. Первые интерьеры дворца-музея были торжественно открыты для обозрения 8 мая 1985 года, к сорокалетнему юбилею Великой Победы.

                

Калиновская Екатерина. Былые времена. Гатчина. У Павильона Венеры

Восстановление интерьеров дворца продолжается и сейчас. Средства, выделяемые на восстановление дворца в постперестроечное время, были минимальны, но с 2006 года значительно увеличились. Полное восстановление дворца и парка планировалось к 2012 году однако из-за экономического кризиса финансирование реставрационных работ было отложено.


Большой дворец является одним из неофициальных символов Гатчины — его изображение часто можно встретить на сувенирной продукции, на обложках книг, посвящённых городу.

         

Калиновская Екатерина. Крестный ход на Пасху

          Гатчинский дворец — центр, архитектурный и стилистический символ дворцово-паркового ансамбля. Архитектор Ринальди, занимавшийся разработкой проекта и строительством дворца синтезировал типологические черты подобных зданий, создав, в конечном итоге, своего рода архитектурную фантазию на тему рыцарского охотничьего замка. Несколько последующих крупных перестроек дворца не сильно повлияли на изначально задуманную тему.

Здание дворца располагается на возвышенности, доминируя над окружающим ландшафтом. Северный фасад здания обращён к парку и выходит на склон, спускающийся к Серебряному озеру, за которым простирается Дворцовый парк с обширным Белым озером. Южный фасад дворца закрывает своим массивом обзор на парк, акцентируя внимание на архитектурном облике здания.

Южный фасад

Композиционная ось ансамбля проходит через среднюю линию плаца, начальной точкой которой служит памятник Павлу I, от которого чётко просматривается структура и объёмные соотношения отдельных частей дворцового здания.

                            

Гатчина.Голландский сад.Басыров А.

Первый этаж центрального корпуса и примыкающих к нему галерей ритмично членится пилястрами дорического ордера. Простенки между пилястрами «облегчаются» окнами — прямоугольными в центральном корпусе и полуциркульными в стенах галерей. Над каждым окном заглублённое панно, в сочетании с рельефными наличниками сообщающее фасаду пластическую текучесть. Второй этаж трактован более богато — на главном корпусе используются парные пилястры ионического ордера, а на полуциркулях галерей — ионические полуколонны. Оконные проёмы, как и на первом этаже, имеют прямоугольный профиль в центральном корпусе и полукружный — в галереях.

                          

В.Ю.Жданов

Также усложнён рисунок наличников оконных проёмов, завершающихся рельефной выкружкой барочного характера. Третий этаж оформлен более просто — лопатки, расположенные соответственно пилястрам, рельефные наличники вторят обрамлению оконных проёмов первого этажа.

                         
Поэтажные членения выполнены в виде классического антаблемента, окружающего здание по всему периметру. Центральный корпус и галереи увенчаны парапетами, состоящими из каменных тумб и ажурной решётки. Связанные с парапетом аттики отмечают основные оси фасадов, на которых расположены входы во дворец. В центральной и торцевой части галерей расположены двери, выделенные двухколонными дорическими портиками. Перекрытия портиков несут на себе балконы с ажурным ограждением. К каждому портику ведут гранитные лестницы в форме усечённого конуса. К центральным аркам главного корпуса ведёт пологий пандус.

Общее оформление фасада, выходящего на плац, представляет собой сочетание и противопоставление прямых (вертикали пилястров и прямоугольные проёмы) и волнистых (полуциркульные завершения проёмов галерей) линий. Кульминационными точками волнообразного движения являются купола башен, закрепляющие объёмно-пространственную композицию и создающие выразительный переход к фасадам каре.                      

Фасады обоих каре продолжают линию разворота, начатую галереями и придают фронтальной композиции большую масштабность и монументальность. На фасадах каре повторяется поэтажные членения полуциркульных галерей, с небольшим отличием — в простенки первого этажа включены небольшие прямоугольные окна второго этажа, а в башнях — круглые люкарны. В декоре используются пилястры дорического ордера и наличники строгого рисунка, на гранях башен — русты. Все эти элементы придают довольно протяжённой стене ритм, снимающий ощущение статичности.                           

Сочетание массивных корпусов каре с изящным центральным корпусом создают органичное соединение черт крепостной цитадели и загородной виллы. Одна из характерных черт, создающих впечатление укреплённого замка — бастионная стена с амбразурами и двумя бастионами, «охраняющими» мосты, перекинутые через ров. Профиль стены в плане зеркально повторяет конфигурацию южного фасада, композиционно замыкая парадный плац, предназначенный для проведения военных парадов и смотров.

Вид на северный фасад дворца. Июнь 2008 года

Северный фасад дворца, в отличие от южного, невозможно полностью охватить взглядом, он открывается постепенно при обходе здания. Самой выразительной частью этого фасада является центральный корпус, замкнутый с двух сторон Часовой и Сигнальной башнями.

Центр фасада акцентирован двухколонным дорическим портиком, служащим основанием балкону с ажурной решёткой. Балконная дверь завершена лучковым рельефным сандриком.

Массив стены расчленён горизонтальными тягами и пилястрами и не имеет каких либо ярко выраженных выступов, что придаёт ему, в сочетании с пятью полуциркульными арками на первом этаже, особую цельность.

                               

В оформлении первого этажа использованы пилястры дорического ордера, второго — ионического ордера, третьего — лопатки. Арки обрамлены широкими массивными наличниками, импосты подчёркнуты выступающими квадратами, а своды арок — замковыми камнями. К аркам входных дверей ведёт широкая гранитная лестница в восемь ступеней, имеющая всходы с трёх сторон.

Интерьеры дворца в части 2.

Библиография:

Ёлкина А. С. Гатчина. Мой дворец. — М.: Издательский Дом ТОНЧУ, 2014. — 304 с 
Макаров В. К., Петров А. Н. Гатчина. — 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: Издательство Сергея Ходова, 2005. — 304 с.  56018-6
Родионова Т. Ф. Гатчина: Страницы истории. — 2-е изд., испр. и доп. — Гатчина: Изд. СЦДБ, 2006. — 240 с.  
Кючарианц Д. А., Раскин А. Г. Гатчинский дворец // Гатчина: Художественные памятники. — СПб.: Лениздат, 2001. — 318 с. 
Балаева С. Н. Записки хранителя Гатчинского дворца 1924—1956. Дневники. Статьи. — СПб.: Искусство России, 2005. — 646 с. 
Пирютко Ю. М. Гатчина. Художественные памятники города и окрестностей. — 2-е изд., испр. и доп. — Л.: Лениздат, 1979. — 144 
Спащанский А. Н. Переход Гатчины в Великокняжеское владение. Её состояние в 1783 г. // Императорская Гатчина: Материалы научной конференции / Ред. С. А. Миронова. — СПб.: ООО «Фортэкс групп», 2003. — С. 4-8. — 224 с.  

Лансере Н. Е. Работы Бренны в Гатчине // Винченцо Бренна. — СПб.: Коло, 2006. — С. 53-96. — 288 с.  

Дворец и парк Гатчины в документах, письмах и воспоминаниях. XVIII век / Сост. А. Н. Спащанский, А. Н. Фарафонова, С. Ю. Явушкин. — СПб.: Издательство Сергея Ходова, 2006. — 288 с.  

Дворец и парк Гатчины в документах, письмах и воспоминаниях. 1801—1881 / Сост. А. Н. Спащанский, А. Н. Фарафонова. — СПб.: Союз-Дизайн, 2007. — 432 с.  
Первушина Е. В. Гатчина. — СПб.: Паритет, 2009. — 320 с.  

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru


Tags: Краеведение
Subscribe

  • Перестроечное кино

    Антон Кораблев 29 ноября 2017 Нелюди умирают по пятницам: топ перестроечного кино В конце эпохи glasnost российские экраны украсила аматорская…

  • В Туве раскопали богатое скифское захоронение

    "Сибирский Тутанхамон" с золотым мечом: почему он стал сенсацией Грабителям не повезло. Раскопки т.н. "царских курганов", крупных курганов т.н.…

  • Из переписки Чехова и жены

    Беречь речь Какие интимные прозвища давали жёнам русские писатели. Чехов поразил меня больше всех. А. П. Чехов: «Собачка, я так соскучился по…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments