Сбитнев Сергей (sbitnevsv) wrote,
Сбитнев Сергей
sbitnevsv

Category:

Виктор Вовченко о неоплатонизме

Неоплатоническому Единому (греч. ἕν) не соответствуют никакие предикаты: ни один из них не является для Единого более собственным, чем любой другой. Даже само это имя никоим образом не характеризует подлинную сущность Единого. В лучшем случае, это «имя собственное» в том (логическом) смысле, что оно не может быть представлено, в отличие от нарицательного, какой-либо дескрипцией, описанием, но только служит ничего не проясняющей меткой для всей специфики той конкретности, которую призвано обозначать . Так как всё многое – от Единого, богатство Единого как Целого не осваивается никакими частными техниками, соответствующими определённым (о-пределенным) регионам сущего. Мировые Ум (νοῦς) и Душа (ψυχὴ τοῦ παντός) оказываются модальностями раскрытия этого изначального Непостижимого, которое совершенно просто, а потому не предполагает субстанциального истечения «природных» уровней, соответствующих теории эманации. Согласно Плотину, «так как [Единое] не содержится ни в чем, то можно сказать, что оно нигде. Первое начало и не отделено от всех вещей и не заключается в них. Нет ничего такого, что им бы обладало, напротив, оно всем без изъятия обладает» (Enn. V. 5, 9). Плотин считает, что «природа этого Первоединого по отношению ко всему существующему, конечно, рождающая, но именно поэтому Оно не есть что-либо из существующего, к Нему неприложимы ни категория субстанции, ни качества, ни количества, Оно не есть ни ум, ни душа, ни движущееся, ни покоящееся, ни в каком-либо месте находящееся, ни во времени» (Ibid.). Всё, на что мы способны в данном случае – это «только как бы кружиться около Него и выражать лишь свои собственные чувства и мысли о Нем, причём, мы то приближаемся к Нему, то удаляемся вследствие возникающих у нас недоумений». Но если, несмотря на это, «мы и говорим о Нём, и пишем, то делаем это единственно с той целью, чтобы рассуждениями побудить себя и других направить свои усилия на созерцание этого дивного божественного зрелища, подобно тому, как мы указываем путь тем, кто хочет найти и увидеть что-либо замечательное, ибо самое большее, что тут может сделать наставление, так это показать путь и руководить его прохождением, между тем, как лицезрение Бога есть уже дело самого желающего лицезреть» (Enn. VI. 9, 3-4). Мы можем говорить о Едином только то, что оно «ни то, ни другое» (Enn. VI. 9, 3, 51-52). Плотин также называет его бесформенным (ἄμορφον), безвидным (ἀνείδον) и даже определяет его, как ничто (οὐδέν).
Мнимый эманативизм Плотина – это схема, порождённая христианской апологетикой и поддерживаемая на протяжении веков исключительно ради удобства отличия теистического креационизма от якобы пантеистической языческой онтологии. Но правда в том, что «истечение» или «излучение» – всего лишь одна из многих метафор, используемых Плотином, чтобы хотя бы как-то указать и на нашу соотносительность Единому . Помимо собственно «эманационного» фигуративного языка (источник света и ряд ореолов вокруг, солнце и свет, переполненная чаша), Плотин сравнивает Единое с родником: «Представьте себе родник, не имеющий другого источника, помимо самого себя, родник, питающий все ручьи и реки, но сам при этом нисколько не оскудевающий и неизменно и целостно пребывающий в самом себе. Представьте также, что вначале истекающие из него воды еще не разделены и представляют собою единый поток, знающий, однако, где и каким образом ему предстоит разделиться» (Enn. III. 8, 10). В той же главе мы находим символ (совсем не «эманационного») мирового древа: «Представьте себе жизнь некоего гигантского древа, растущего сверху вниз и обнимающего собою все, в то время как его принцип, начало (ἀρχή), пребывает целостно и неизменно в его корне, обеспечивая дереву богатейшую и разнообразную жизнь, оставаясь при этом простым и единым». А вообще, согласно Плотину, самым лучшим примером взаимоотношения Единого и мира «могут служить разные благовонные вещества, распространяющие вокруг себя запах, ощущаемый всеми, кто находится поблизости, и которым пропитывается все рядом лежащее».
Если Единое есть Абсолютное начало, то это значит, что ничто из множественного не чуждо Единому: в Абсолюте любая возможность оказывается действительностью. Единое есть также мощь или потенция (δύναμις) всего бытия, но при этом «вовсе не будучи энергией, оно всё-таки есть энергия», хотя «эта энергия и не есть мышление» и «такой энергии нет никакой надобности ещё и действовать, чтобы быть энергией, ибо она и без этого уже есть энергия вполне завершённая» (Ibid.). В определенном смысле Единое обладает чистой волей (βουλή), ведь «с самим существом первого начала слита воля быть таким, каково оно есть». Если верно, что «принцип (ἀρχή) – лишён становления», то Единое может быть названо и принципом, и началом; «оно принцип сущего», но «оно не род его»; более того, Единое является всем и именно поэтому его правильнее называть не просто принципом, а великим принципом всего. Единое есть также бог (θεός) и всеобъемлющее небо (οὐρανός). Таковы вкратце «позитивные» определения. При этом, разумеется, ничто из позитивных характеристик не исчерпывает Единое как таковое. Как в пифагорействе единица не число, так и у Плотина первоначало, дающее всему впускающий простор, дающее всему быть, само изъято из иерархии, ряда (Ум, Душа, оформленная материя мира, μή ὄν). Единица – принцип любого числа и множественности чисел, а также основа их таинственного единства. Философ пишет: «Подобно тому, как форма единства, служащая началом или корнем чисел, присуща им всем, но только в различных видах и оттенках вследствие того, что они не одинаковым образом участвуют в единстве, точно также и существа, стоящие ниже Первоединого, все имеют от него то нечто, которое дает им форму или вид. Потом, как числа выражают разные количества лишь благодаря своему участию в единстве, точно так же все существа своей субстанциальностью обязаны тому следу или образу Первоединого, который они носят в себе, так что существовать для них значит не что иное, как быть образом Единого» (Enn. V. 5, 5). Стоит также отметить, что у Плотина можно найти и вполне «креационистские» пассажи с использованием глагола «создаёт» в отношении Единого касательно мира, но и это будет только метафорой.

http://vk.com/diespracheistdashausdesseins
Tags: Философия
Subscribe

  • Худиев о трансгендерной идеологии

    Знаменитая детская писательница Джоан Роулинг оказалась в центре скандала, после того как заступилась за другую британку – Майю Форстейтер, уволенную…

  • Гендерные различия у шимпанзе

    В современном обществе принято говорить о равенстве полов, о том, что наше общество слишком маскулинно и даёт предпочтение мужчинам, ущемляя женщин.…

  • Хиджра - каста трансгендеров в Индии

    Хи́джра — одна из каст неприкасаемых в Индии, Бангладеш и Пакистане, в которую входят представители «третьего пола»: это община трансгендеров…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments