Сбитнев Сергей (sbitnevsv) wrote,
Сбитнев Сергей
sbitnevsv

Categories:

Ритуальное соитие в эзотерических и экзотерических практиках тантризма

Ритуальное соитие в эзотерических и экзотерических практиках тантризма (Майтхуна - Яб-юм) Правая и Левая рука.



Вамачара (वामाचार) или Вамамарга ( वाममार्ग)одно из двух важнейших, наряду с дакшиначарой, направлений шактистского тантризма. Слово «вама» имеет много значений, которые обыгрываются в понятии Вамачара:

«левый» (поскольку в ритуалах Вамачара женщина-партнёр садится слева от мужчины);

«возвратный» (в ходе ритуалов Вамачара происходит поворот от развёртывания энергии в материальный мир к её свёртыванию);

«тайный» (практики Вамачара проходят втайне от непосвящённых) и другие.

Поэтому Вамачара также называется «путём левой руки». Именно это направление в основном и считается традиционным, классическим тантризмом. «Путь левой руки» часто оценивался недоброжелателями Вамачары как «тёмный», «небожественный». Последователи Вамачары ставят авторитет тантрических текстов выше авторитета вед. Для них несущественны различия в кастах. В Вамачаре совершают магические и сексуальные обряды, приносят в жертву животных, разрешено ритуальное употребление мяса и вина. Основной школой Вамачары является кула, имеющая много ответвлений, и термин «кула» часто используется как синоним Вамачары.

Цель практик Вамачары — прочувствовать живое присутствие различных темных ипостасей Шакти в материальном мире и прийти к освобождению с помощью тех средств, которые в обычной жизни вызывают только усиление привязанности (мясо, вино, рыба, секс и т. д.). Вамачара считает, что именно эти средства при правильном их использовании (см. Панчамакара) помогают эффективно развивать внутренний духовный потенциал. Сохранить золотую середину в Вамачаре чрезвычайно сложно, и в ходе своей истории Вамачара часто опускалась до разнузданных оргий или примитивного колдовства. Тантры предписывают исполнять ритуалы Вамачары только посвящённым уровня вира (см. Трибхава). Многие современные последователи тантризма, пытаясь воспроизвести древние практики Вамачары, в реальности выхолащивают их сущность.

* * *
Майтхуна ( मैथुन) — ритуальный секс в индуистской и буддийской традициях. Тантристы полагают, что в процессе майтхуны мужчина и женщина превращаются в божественную пару, воспринимаются как воплощение или выражение божественных сущностей.

Особое внимание при этом обращается на правильное дыхание, а также на самарасу — синхронность достижения оргазма.

Майтхуне обычно предшествует длительный ритуал, заключающийся в подношении цветов и размышлении о партнёре.

* * *

Яб-юм (тиб. «отец-мать») — в буддийской иконографии (танках) изображение божеств и будд в любовном соитии (майтхуна) со своими супругами. Этот приём восходит к традициям Тантры и обозначает собой единение двух противоположных начал, мужского и женского. Приём широко распространён в тибетской живописи.

Основная интерпретация символики Яб-Юм в тибетском буддизме осуществляется в Ануттарайога-тантре . Мужское божество в данной интерпретации пассивно и выражает сострадание , а с точки зрения практики — упайя ; женское божество выражает активное начало и мудрость prajñā).

Оба компонента необходимы для достижения просветления и составляют две его грани, при этом преодолевается дуализм субъекта и объекта. В более широком смысле Яб-Юм выражает просветлённое состояние, необходимое при медитации с использованием идамов.

Первые европейские путешественники, попавшие в Тибет, были поражены образами совокупляющихся буддистских божеств. Это было связано в первую очередь с их традиционно христианским воспитанием. В отличие от христианских стран, в Индостане секс сам по себе издавна был священен, ибо приводил к зарождению жизни. В тантрических традициях мир рождается при соитии мужского и женского начал. В тибетской традиции это широко отобразилось в иконографии и скульптуре, включившей Яб-Юм в число приёмов сакрального искусства.

* * *

Корни пути левой руки, несомненно, уходят в глубокое прошлое, он был основан на сексуальных культах, посвященных темной богине, которые существовали в высокоразвитой цивилизации долины реки Инд задолго до завоевания этого региона ариями. После подавления агрессивными арийскими силами, попавшими в Индию через Афганистан, методы сексуальной инициации пути левой руки пережили второе рождение в различных еретических сектах Индии приблизительно тысячу лет назад. Хотя сексуальные практики пути левой руки упоминаются в некоторых древнейших священных индийских текстах, складывается впечатление, что в упорядоченное, записанное учение они сложились лишь с возникновением Тантры. Путь левой руки принял более систематизированный вид в секретной доктрине средневековых тантрических сект, но в девятнадцатом веке новая агрессивная сила — на сей раз в облике сексуально подавленных паладинов Британской империи — попыталась вновь изжить этот культ.

То есть, чтобы говорить об индийской традиции пути левой руки следует обратиться к доктрине эротического просветления, возраст которой составляет как минимум 2500 лет, к относительно недокументированной доарийской истории субконтинента. И для того, чтобы понять одну из причин секретности Вама Марги, современному магу следует усвоить, что она является освобождающей силой, которой приходилось постоянно сражаться, чтобы выжить в условиях подавления враждебной властью, посчитавшей ее неудобной из-за сексуального подхода к духовному пробуждению.

http://www.universalinternetlibrary.ru/book/14215/ogl.shtml
http://wiki.shayvam.org/Вамачара
Tags: Религиоведение
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments